Как ученый стал бизнес-ангелом
Зачем университетские преподаватели инвестируют в стартапы в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»
Заведует лабораторией нанотехнологий металлургии Томского государственного университета. Имеет опыт открытия наукоемкого бизнеса
Своим аспирантам я часто говорю: создавайте стартапы. Реализация в сфере технологического предпринимательства сейчас — очень верное направление. В первую очередь — это опыт и возможность получить компетенции руководителя научной группы. У нас в работе сейчас 8 таких стартапов.
Надо признать, что возможностей ставить задачи у фундаментальной науки самой по себе сейчас меньше, чем у производственных отраслей. Техпред — это непосредственная связь с практикой, здесь ученый, исследователь должен ориентироваться на запрос рынка, на реально существующие потребности производств. Решаем задачу практики — ставим задачу науке.
Я сам имел опыт открытия наукоемкого бизнеса, так что представляю, как это и что. Будучи преподавателем и исследователем в вузе, я учу студентов пробовать свои возможности, не бояться делать шаги.
Создавая стартап, студент или аспирант осваивает устройство бизнес-процессов, получает предпринимательские навыки, а главное — ориентирует свои исследования и разработки на получение практического результата, понимая, что на этом можно зарабатывать.
Было бы странным, если с таким настроем я бы сам не делал встречных движений.
Я вложился в один из проектов своих ребят — сумма в пределах миллиона. Это малое инновационное предприятие, которое специализируется на нанесении антифрикционных покрытий на основе борида алюминия-магния. Проект победил в конкурсе «Студенческий стартап» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Эта история вышла из нашей лаборатории — и тем интереснее мне ее поддерживать. И как наставнику, и с коммерческой точки зрения.
Во-первых, это инвестиции в людей, в моих учеников.
Все разработки, связанные с новыми материалами, сегодня очень перспективны. Порошковый материал, который предлагают ребята, можно использовать для изготовления специального покрытия разных конструкций, для снижения трения, уменьшения тепловых воздействий. Технология запатентована, но находится на стадии НИОКРа. На мой взгляд, шансы на успех есть.
Плюс мне было интересно, как работает Программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам) федерального проекта. Если коротко, через одного из операторов федпроекта государство может вернуть до 50% инвестиций в университетский стартап частному лицу. Я попробовал — и все получилось.
Конечно, мне отчасти хотелось также показать дорогу коллегам на будущее. На мой взгляд, профессорско-преподавательскому составу стоит активнее вовлекаться в техпредство, чтобы продвигать в том числе развитие науки.
Сейчас фактически в стране происходит трансформация: если ты хочешь работать, решать практические задачи, ставить важные научные задачи, тебе необходимо быть предпринимателем. Задача практики — знать, как развивается промышленность, понимать, что нужно заказчику, иметь навыки официального общения
Важно предлагать актуальные, нужные, понятные темы, направления, в которых сегодня нуждается страна, например, технологии безопасности. Чтобы у студентов «глаз горел», чтобы они понимали, что это не просто исследование ради исследования, а реальные практические задачи, которые принесут стране и людям пользу. Это и создает атмосферу техпреда в вузе.