«Приживутся» ли на российском IT-рынке форвардные контракты
В профессиональном сообществе активно обсуждается применение популярного биржевого инструмента для сферы разработки ПО
Выпускница МГЮА им. О.Е. Кутафина, к.ю.н. Более 10 лет практической работы в сфере консалтинга, а также преподавательской деятельности. Специализация: коммерческое, корпоративное, трудовое право.
21-24 мая 2024 г. в Нижнем Новгороде прошла Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). В один из дней состоялась партнерская сессия Ассоциации КП ПОО — первого объединения крупнейших заказчиков программного обеспечения (ПО) и ИТ-оборудования в России — на которой обсуждалась возможность использования форвардных контрактов для поставки и разработки ПО.
Форвардный контракт (или форвард) — это договор, по которому стороны договариваются о поставке в какой-то определенный момент в будущем конкретного количества некоторого актива по заранее определенной цене. Такие контракты уже достаточно давно используются в биржевой торговле, особенно в сфере сырья.
Например, компания-производитель металлопроката может заключить форвард со сталелитейным заводом о закупке у него через год стали по цене Х. Это означает, что через год компания обязана приобрести оговоренное количество, а завод — продать его по цене Х вне зависимости от того, как изменились цены на рынке.
У таких контрактов есть очевидные преимущества: в первую очередь к ним относятся фиксация цен (не имеет значения, если актив сильно волатилен на рынке, стороны уже оговорили цену) и управление рисками. Но есть также и недостатки. В частности, продавец может понести финансовые убытки, если актив за год сильно подорожал; а покупатель может надеяться и строить планы на товар, но по каким-либо причинам вторая сторона может оказаться неспособной исполнить обязательства.
В случае с поставкой и разработкой ПО дела обстоят, на наш взгляд, еще сложнее: конечный продукт невозможно определить так же точно, как количество акций, слитков золота, килограммов яблок или иных активов, на которые обычно заключают форварды. Например, через год (допустим, такой срок был у форварда) программа, ставшая предметом контракта, может считаться в той или иной степени устаревшей, поскольку на рынке появились более прогрессивные решения. Или у заказчика могут измениться те или иные бизнес-процессы, а форвард уже заключен на ПО под старые нужды.
Учитывая это, даже несмотря на обсуждения на ЦИПРе, вряд ли форвардные контракты в ближайшее время станут популярными на рынке IT. Оценив риски, многие юристы и консультанты скорее всего не посоветуют сейчас их применять. Возможно, в будущем будут найдены способы, как грамотно переделать форварды под запрос разработчиков и заказчиков ПО, но в данный момент их использование весьма сомнительно.