Тренды стратегического маркетинга — 2024
К чему готовиться бизнесу в новом году? Как и почему трансформируются подходы к маркетингу, его инструменты и методы
Предприниматель и маркетолог с 20-летним международным опытом. Основательница агентства стратегического маркетинга и коммуникаций. Автор серии бизнес-практикумов, конференций и менторских гостиных
Маркетинг — больше чем просто набор инструментов для продвижения. Это поле для экспериментов и тестирования гипотез. Разработка эффективных стратегий, адаптация к изменчивым условиям рынка и создание инновационных услуг невозможны без знания актуальных трендов, которые диктуют правила игры на рынке. Что такое экономика будущего и как работает креативный маркетинг в контексте бизнеса — рассказывает резидент Клуба Менторов, основательница и руководительница агентства стратегического маркетинга и коммуникаций Елена Ижойкина.
Лайфстайл-проекты и бизнесы креативных индустрий, на которых специализируется ваше агентство, стремительно развиваются в самых разных отраслях. Почему они так востребованы?
Креативные и лайфстайл-индустрии действительно охватывают широкий спектр товаров и услуг: моду, красоту, здоровье, фитнес, питание, путешествия, развлечения, дизайн и не только. Что их объединяет? Все они так или иначе связаны с образом жизни человека. Креативные индустрии привносят инновации и вдохновение в различные сферы жизни. Лайфстайл — занимается предложением и продвижением продуктов и услуг, разработанных с целью улучшения качества жизни и создания комфортных для человека условий с учетом актуальных глобальных и социокультурных тенденций.
Например каких?
В последнее время все больше внимания уделяется экологической устойчивости, заботе о здоровье и благополучии. Это отражается на производстве товаров и предоставлении услуг. Все больше потребителей становятся осознанными и стремятся выбирать продукты и услуги, которые отражают их ценности. В связи с этим брендам важно акцентировать внимание на социально ответственных практиках, устойчивых решениях и заботе о здоровье клиентов и планеты. Как это делает компания Siberian Wellness, которая создала Фонд «Мир Вокруг Тебя» и с 2011 года реализует проекты в области защиты и изучения дикой природы.
На первый план выходит работа с эмоциями и чувствами потребителей, создание персонального и уникального опыта. Цель — развитие эмоциональной связи с клиентами.
Как это грамотно сделать?
Сместить фокус с привлечения новых клиентов на удержание тех, кто уже воспользовался услугами компании. Для развития бизнеса необходимы повторные и кросс-продажи, которые сложно реализовать без выстраивания качественных отношений с потребителями, инвестиций ресурсов в развитие и укрепление их лояльности и доверия. Добиться этого поможет внедрение клиентоцентричности — стратегии развития бизнеса, согласно которой в центре любой активности или решения стоит клиент. Экспертом в этой области, проводником клиентоцентричного подхода в управлении организацией, кстати, выступает мой коллега — резидент Клуба Менторов Максим Паратунов.
Этим и занимаются лайфстайл-проекты?
Такие бизнесы строят репутацию и бренд, основываясь на стиле жизни и определенных ценностях, которые они предлагают клиентам. Это может проявляться в брендовой идентичности, дизайне, атмосфере или, скажем, миссии компании.
Любой бизнес, неважно, в какой отрасли он развивается, может начать ориентироваться на лайфстайл-индустрию. Например, предприятие, занимающееся производством щебня и гравия, — если создаст бренд товаров для озеленения садов и дворов.
Лайфстайл-проекты — прямое отражение приоритетов потребителей, которые меняются в режиме реального времени. По этой причине компании часто сталкиваются с вызовами, связанными с изменениями в предпочтениях людей. Чтобы успевать за трендами и оставаться в числе лидеров рынка, им необходимо быть гибкими и инновационными. Например, ресторан может предложить целевой аудитории уникальные кулинарные концепции и меню, которые соответствуют требованиям нового поколения гурманов, а магазин одежды — стильные актуальные вещи. Инновационность и оригинальность подходов — основные характеристики креативной экономики, которую еще называют экономикой нового поколения.
Что это такое и как работает?
Это экономическая система, основанная на развитии и использовании креативных индустрий и инновационных подходов к предпринимательству. Она подразумевает учет и стимулирование творческого потенциала и интеллектуального капитала для создания экономической ценности. Креативная экономика охватывает широкий спектр деятельности: от творчества, интеллектуальной собственности и дизайна до исследований и разработок. В ее основе — создание и коммерциализация инноваций, уникальных продуктов и услуг, которые отличаются от традиционного предложения на рынке, а также использование новаторских подходов к их дизайну, производству и распространению. Она влияет на рынок, способствуя росту энергичных стартапов в различных отраслях.
Может показаться, что креативными могут быть только творческие бизнесы — например, театр, кино или музыкальная индустрия. Но это не так. Генерировать и внедрять инновационные идеи, разработки и подходы для обеспечения конкурентного преимущества и роста могут различные компании. Оценить свою способность к этому им помогает индекс креативности.
Как использовать этот инструмент?
Метрика основана на совокупности показателей, которые отражают креативный потенциал и активность в конкретной области. Индекс оценивает различные аспекты: интеллектуальный капитал, технологический потенциал, культурную среду, экономическую деятельность. Это полезный инструмент для определения стратегий и принятия решений, которые способствуют развитию креативности и инновационности в организации. С его помощью можно выявить сильные и слабые стороны компании, определить области для дальнейшего развития.
Успешно реализованная креативная концепция способствует развитию бизнеса. Но как понять, что у идеи действительно есть потенциал?
Можно использовать продуктовый подход — концепцию, которая предполагает выгоду для потребителя, создание полезного и востребованного продукта. От команды требуется насмотренность в целом и навык отслеживания тенденций. Например, сейчас мы наблюдаем общий тренд на «русскость» в ДНК брендов, их миссиях и транслируемых ценностях.
На какие маркетинговые тренды стоит обратить внимание в 2024 году?
В турбулентные времена непрерывное стратегирование необходимо даже маленьким брендам и компаниям, состоящим из 3-4 сотрудников. Концепция подразумевает постоянное развитие и адаптацию планов на основе актуальных данных в рамках миссии и видения компании. В таком подходе стратегия регулярно пересматривается и корректируется в зависимости от внешнего контекста рынка, что актуально как никогда.
Приведу в пример индонезийский бренд женской одежды BESSÉ. Изначально он работал в сегменте B2C и вел продажи через социальные сети. Вовремя отреагировав на кризис 2022 года, компания поменяла стратегию и направила усилия на развитие партнерской сети. Сейчас ее продукцию можно приобрести в модных мультибрендовых магазинах за пределами Индонезии.
Другой успешный кейс — сервис горящих туров D TOURS, который при поддержке iliveglobally не просто выжил в пандемию, а превратился в премиальное агентство путешествий. В результате целостного подхода бизнес был полностью трансформирован: проведены ребрендинг и отстройка от конкурентов, обозначено абсолютно новое позиционирование агентства, как результат — повышен чек.
При условии, что основатели знают, чего хотят, и ставят четкие задачи команде, проект может достичь невероятных высот.
Как еще можно усилить бренд с помощью современного маркетинга?
Интеграция цифровых технологий, умение использовать различные платформы и инструменты для достижения целей строго необходимы. Речь идет об автоматизации маркетинговых процессов, применении искусственного интеллекта и машинного обучения, персонализации и повышении качества сервиса.
Также стоит присмотреться к микроинфлюэнсерам, лидерам мнений — людям с относительно небольшим количеством подписчиков, но зато с сильным влиянием на них. Они отличаются использованием аутентичного, личного подхода и помогают брендам формировать более лояльную и вовлеченную аудиторию.
Не следует сбрасывать со счетов и личный бренд основателя. Его грамотное использование в целях компании может сыграть важную роль в успешном развитии бизнеса. Концепция «человек к человеку» (H2H) все чаще становится основой эффективного взаимодействия предпринимателя с клиентом. Подход предполагает не только предоставление услуги, но и создание глубокой связи между брендом, его основателем и потребителями — на основе общих ценностей и установления доверительных отношений.