T-shaped Board: современные подходы в корпоративном управлении

Почему компании нуждаются в T-shaped директорах? Как независимые члены совета директоров с широким кругозором могут способствовать росту бизнеса

Анна Бамбурова
Собственник

Российский эксперт в области корпоративного управления, председатель совета директоров. Executive-фасилитатор стратегических сессий, модератор заседаний СД. Спикер образовательных программ.

Успешные компании растут за счет тех, кто умеет смотреть на бизнес комплексно, а не просто фокусироваться на одной задаче. Представьте, что ваш совет директоров работает по старой схеме: каждый отвечает только за свое направление, будь то финансы, маркетинг или HR. Но что, если каждый член совета может видеть целую картину бизнеса и понимать, как решения в одной области влияют на другие?

Здесь и вступает в игру T-shaped модель.

Что такое T-shaped модель

T-shaped модель обеспечивает понимание взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках всей организации, а не отдельных ее функциональных областей.  В этой модели компетенции директора определяются на стыке глубокой функциональной экспертызы (вертикальная черта буквы «Т») и широкими знаниями в других сферах (горизонтальная черта).

Как это применимо для независимых директоров? Вы, как независимый директор, должны иметь свою основную компетенцию — будь то финансы, HR или маркетинг. Но в то же время от вас ждут, что вы будете разбираться в других функциональных областях или у вас есть широкая отраслевая насмотренность, возможно вы обладаете широким геограяическим опытом. T-shaped подход делает вас более ценным для компании, потому что вы сможете не просто давать советы в своей функциональной сфере, но и задавать вопросы, которые открывают новые возможности для компании в других областях.

Почему это важно для совета директоров? Совет директоров — это место, где принимаются решения, которые влияют на все аспекты бизнеса. Независимый директор с T-shaped навыками может видеть взаимосвязь между функциями и предлагать решения на стыке компетенций. Это позволяет принимать более комплексные и дальновидные решения.

Что это дает собственникам? Как собственник, вы хотите, чтобы ваш совет директоров был источником идей и решений. Независимые директора с T-shaped мышлением могут поддерживать вас не только в узких вопросах, но и помогать развивать бизнес на стратегическом уровне. Такие директора видят картину целиком и умеют находить «узкие места» в бизнесе, помогают находить решения в сложных ситуациях.

Пример на основе HRD в совете директоров

Представьте, что у вас есть HR-директор, который не только обладает кометенциями в управлении персоналом и выстраивании систем в HR-функции, но и участвует в разработке корпоративной стратегии и внедрении новых технологий, обладает насмотренностью в разных отраслях и размерах бизнеса, может адаптировать best practice к любому типу бизнеса. Такой HR-директор в составе СД помогает компании расти, поддерживает ее на уровне стратегии.

Как развить T-shaped мышление вашего совета директоров


1. Обучение и обмен опытом

Уже действующие независимые директора могут начать с регулярного обмена знаниями внутри совета. Включайте в повестку совета небольшие воркшопы или презентации от членов СД по их профильным компетенциям. Также важны внешние обучающие программы: участие в семинарах по цифровой трансформации, управлению изменениями или новым HR-методологиям может расширить компетенции совета.

2. Участие в смежных комитетах

Члены совета могут участвовать не только в тех комитетах, которые соответствуют их основной экспертизе. Например, финансовый директор может включиться в комитет по кадрам, а специалист по маркетингу — в комитет по цифровой трансформации. Ротируйте членов совета в разные комитеты для расширения кругозора и формирования общего понимания ключевых процессов в компании.

3. Синхронизация стратегии

Организовывайте стратегические сессии, где каждый директор участвует в обсуждении не только своей области, но и вносит предложения по другим направлениям. Например, обсуждая долгосрочную стратегию роста компании, финансы, HR, IT и маркетинг должны взаимодействовать.  
Регулярные фасилитационные сессии помогают членам совета лучше видеть взаимосвязи между бизнес-функциями. Используйте фасилитацию для проработки общих стратегических вопросов.

4. Разбор кейсов из других областей

Иногда лучший способ развить новые компетенции — это разобрать чужие кейсы. Члены совета могут совместно анализировать успешные кейсы из других компаний, где принимаются комплексные решения. 
Включите в повестку обсуждение внешних кейсов, которые охватывают сразу несколько областей. Это поможет расширить мышление членов совета и адаптировать успешные стратегии к вашему бизнесу.

5. Поддержка многопрофильных инициатив

Независимым директорам важно активно участвовать в многопрофильных инициативах компании. Например, в проектах по цифровой трансформации или внедрению системы управления персоналом. Инициируйте такие проекты, в которых будут участвовать несколько комитетов одновременно.

T-shaped модель совета директоров позволяет принимать более комплексные решения, улучшая взаимодействие между функциями компании. Это делает независимых директоров стратегическими партнерами, способными предлагать решения не только в своей области, но и на пересечении разных компетенций. Такой подход помогает быстрее адаптироваться к изменениям и выявлять новые возможности для роста. Развивая T-shaped навыки, совет директоров становится ключевым драйвером устойчивого развития компании.