Capsula: студия персональных тренировок с собственной методикой

Виктория Касилова о том, как идея об уважении к профессии и клиентам выросла в лабораторию фитнеса премиум-класса

Виктория Касилова
Основатель и владелец Лаборатории персонального фитнеса Capsula, фитнес-эксперт

Персональный тренер в области оздоровительного фитнеса

На фоне стремительно меняющихся внешних условий, от экономических ограничений до миграции профессиональных кадров, фитнес в России все чаще становится либо массовым развлечением, либо роскошью. Создатель и руководитель лаборатории персонального фитнеса Capsula Виктория Касилова рассказала о том, как сегодня работает фитнес-студия без клубных карт и почему тренеры ее студии регулярно сдают квалификационные экзамены. А еще — о терпении, упорстве и мечте изменить физическую культуру в школах.

― Расскажите о Capsula. Сколько лет ваша студия работает на рынке и в чем заключается ее концепция? 

― В Capsula все тренеры работают в одной концепции. В ее основе лежат базовые науки — анатомия и кинезиология. Мы буквально учим людей пользоваться своими телами: правильно держать вес руками, стоять на ногах, приседать и наклоняться. Одна из важных задач для нас — восстановить амплитуду движения суставов и добавить силу в эту амплитуду. Методика нашей работы детально описана в книге «Технология тренировки с отягощениями», ее автор — это старший тренер и методист нашей студии Сергей Струков.

Все тренеры студии ведут тренировочные дневники клиентов, для этого у нас есть внутренняя СRM-система. Методист может контролировать прогресс каждого клиента и работу любого специалиста. Даже если ваш тренер заболел или ушел в отпуск, вы можете записаться к другому, и все равно получите услугу такого же высокого уровня. Тренеры Capsula говорят на одном языке, упражнения выполняются в единой технике. Это и система, и основополагающая концепция нашей студии.

― Вы основатель, владелец и идеолог работы студии. Когда вы приняли решение начать этот проект, в чем был ваш главный мотив? Ведь фитнес-отрасль сегодня предполагает высокие риски и не всегда стабильную прибыль.

― За время работы в разных фитнес-клубах, я поняла, что настоящая ценность фитнеса — это не стены и оборудование, а работа тренера с клиентом. Мне хотелось создать пространство, где персональная тренировка станет основной услугой и главной ценностью.

Как правило, руководство клубов не вкладывается в развитие тренеров. Развивают менеджеров по продажам, а тренерам не создают условий для профессионального роста. Справедливости ради надо сказать, что сами тренеры тоже не слишком стремятся к этому, поскольку повышение категории тренера происходит не из-за результата клиента, а из-за объема продаж. При этом не важно, как хорошо он работает.

― И это та причина, из-за которой вы решили открыть собственную студию?

― Да. Я видела, что профессия «персональный тренер» не ценится, услуга не оказывается должным образом. Тренер — это не «платный друг», тренировка — не развлечение, а мощный инструмент. Хороший тренер по уровню воздействия равен врачу: занятия с ним могут существенно улучшить ваше здоровье. Но специалист должен быть высокой квалификации, и тогда клиент будет его уважать.

Мне хотелось организовать пространство не с коллегами, а с единомышленниками; хотелось изменить представление о персональной тренировке и создать такую услугу, которая соответствовала бы званию «персональный тренер».

В 2016 году мне попалась книга Сергея Струкова «Основы фитнес тренировки 2.0». Там было все структурировано именно так, как я себе представляла. Я начала по ней тренировать и сразу увидела результат: мои клиенты показывали быстрый прогресс, нагрузка распределялась, как надо.

Полгода такой работы, и у меня заполнился график. Сарафанное радио сработало, я подняла цены на свои тренировки в полтора раза, и никто из моих клиентов не ушел. Тогда я поняла: на рынке пока нет хорошей услуги, но люди готовы ее покупать.

Я решила собрать перспективных тренеров, обучить их и создать пространство, где все работают с уважением друг к другу и клиентам. Дальше оставался только финансовый вопрос.

― Вы сказали, что следующая задача, которая перед вами стояла, — это найти стартовый капитал. Как вы его нашли? На что тратились первые деньги?

— Я заложила свою квартиру и взяла кредит в банке на открытие студии. На эти деньги я сняла помещение и сделала ремонт. Начала работать со своими клиентами в студии, привлекла нескольких знакомых мне тренеров.

Сначала у нас были арендные каникулы, небольшая часть кредитных денег оставалась на первую аренду, студия работала в минус. В рекламу деньги мы не вкладывали, и не делаем этого и сейчас.

― Что вам помогало в первое, самое тяжелое время не опускать руки, верить в свою идею и двигаться дальше? Несмотря на то, что трудностей было, наверное, очень много.

У меня было терпение, и я была готова к тому, что года три придется тяжело работать, в лучшем случае, в ноль. Я знала, что фитнес-индустрия не приносит «быстрых денег», к тому же, это такой труд, который постоянно требует вовлеченности основателя. И мне это нравится. От своей работы я не устаю, по обычным меркам я довольно мало отдыхаю. Первые три года, пока студия становилась на ноги, я работала совсем без отпусков. Я все время чувствовала этот внутренний запал, воплощала идею создать это комфортное пространство, шаг за шагом. 

Конечно, меня поддерживали и вдохновляли близкие люди. Собрался коллектив тренеров, некоторые пришли на старте со мной и до сих пор остаются рядом. Ядро команды формировалось постепенно. Особую роль в ней играет Сергей : если я — сердце и душа студии, то он ее мозг, основа команды, без которой Capsula не была бы такой, какой она является.

― В фитнес-индустрии есть еще одна первостепенная задача, с которой справляются не все клубы, — это кадры. Как вы решали вопрос поиска и найма сотрудников? И как вы регулируете уровень их компетентности?

Я собеседую постоянно; у меня открыты вакансии на HeadHunter’е круглый год. Знаете, это как работать на золотых приисках. Копаешься, просеиваешь песок, попадается интересный камушек, ты его вылавливаешь — покрутил, посмотрел, потер. Блестит. Пробуешь огранить. Бывает, ограняешь, а камень рассыпается в труху: там ничего нет, пустышка. Но иногда попадаются настоящие самородки, а иногда удается найти граненые камни, уже готовые, из чужих изделий выпали (смеется).

Каждый месяц я просматриваю около ста пятидесяти резюме, из них примерно семьдесят приглашаю на собеседование, из них два-три человека беру на стажировку. Сейчас коллектив студии — двенадцать тренеров, которых я собрала за восемь лет.

― Напомню про повышение квалификации. Как она у вас проходит?

Раз в месяц мы организуем обучающий семинар для всех желающих. Наши специалисты посещают их бесплатно, а тренеры из других клубов приходят на платной основе. Это шесть часов глубокого погружения в теорию и практику в рамках одной темы в области анатомии или кинезиологии.

Для действующих тренеров у нас есть занятия три раза в неделю. Они проходят с методистом. На занятиях разбираются сложные случаи из работы с клиентами, что у тренеров получилось, а что нет, отрабатываются упражнения.

Также внутри студии проходит аттестация. У нас есть несколько категорий: персональный тренер, мастер-тренер и элит-тренер. Переход на каждую категорию сопровождается теоретическим и практическим экзаменами. Тренер по оздоровительной тренировке должен уметь делать то, чему обучает, в превосходной степени. Чем больше стаж, тем глубже погружение в концепцию, тем богаче знания и лучше их применение на собственном теле.

Продолжение следует.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше