Распутываем сети: как работать с разными социальными медиа
Валерия Ковалева, руководитель SMM-группы ГК REDMOND, делится опытом ведения и развития корпоративных аккаунтов
Выпускница СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по специальности PR/связи с общественностью. В SMM с 2015 года. Опыт развития социальный сетей разных направлений: ТВ, бытовая техника, недвижимость
Сегодня сложно переоценить роль социальных сетей как канала коммуникации с целевой аудиторией и продвижения товаров и услуг. По данным Datareportal, в январе 2024 года общее число пользователей социальных сетей в России составило 106 миллионов человек — 73,5% населения страны!
Социальные медиа позволяют относительно легко и недорого таргетировать ваше обращение и максимально прицельно общаться с потенциальными клиентами. И еще, безусловно, понимать, чем живут эти люди — их ожидания, мечты, опасения.
В России лидерами по числу пользователей являются Telegram (73%), ВКонтакте (71%) и TikTok (40%). А есть еще Одноклассники, YouTube, Дзен и две официально запрещенные в стране, но вполне активные социальные сети.
При таком богатстве выбора и очевидной эффективности большинство компаний, особенно мелких, начинают свой маркетинг именно с SMM и зачастую не ограничиваются одной сетью. А крупные компании почти наверняка присутствуют в трех-четырех, а то и во всех.
И тут возникает вопрос создания контента: должен ли он отличаться от сети к сети, следует ли учитывать особенности потребления информации подписчиками TG и ВК, и есть ли они вообще, эти особенности?
Есть ли особенности ведения каналов в разных социальных сетях
Да, однозначно. Хотя бы потому, что на разных площадках разные аудитории. У каждой — свои интересы, потребности и привычные способы потребления информации.
Например, пользователи ВКонтакте заходят сюда, чтобы общаться и развлекаться, им нравится юмористический контент и все, что касается хобби и творчества.
Telegram хоть и не соцсеть, а мессенджер, однако лидер по популярности. Здесь аудитория положительно воспринимает полезный контент и готова к восприятию бо́льшего объема информации.
Важно максимально использовать все инструменты, которые предлагают площадки.
В ВК — это привычные всем посты, статьи и видео, причем разного формата, вертикальные и горизонтальные.
В Telegram добавятся аудио и видеосообщения, так называемые «кружочки». Как раз с их помощью появляется возможность значительнее сократить дистанцию с аудиторией — делиться информацией в моменте, еще больше вовлекать.
В Дзен пользователи, конечно же, идут читать, поэтому здесь важно писать интересно и регулярно.
Но вообще на любой площадке необходимо делать увлекательный контент, будь то полезный короткий пост, горизонтальное видео, лонгрид, опрос или что-то еще. Чем актуальнее, тем больше шансов, что человек дочитает и останется с вами и дальше.
Везде ли уместны короткие видео и лонгриды
Скажем так, они уместны везде, где вашей аудитории их удобно потреблять, и в тех случаях, когда считаете, что это оптимальный способ раскрыть тему.
По данным исследований, короткие видео — самый популярный вид контента. Это простейший способ развлечься, за чем пользователи преимущественно и заходят в соц.сети. К тому же, люди часто ограничены во времени, например, по пути на работу или в очереди. Тут длинные видео неудобно смотреть, можно на бегу упустить суть ролика.
С лонгридами немного сложнее. Конечно, чем короче текст, тем удобнее читателю. Но порой тему хочется проработать серьезнее, углубиться в нее, провести анализ, приложить статистику.
Тут сталкиваешься с ограничением по количеству знаков в посте, которое есть в некоторых социальных сетях. Например, в Telegram публикация может содержать не более 4096 знаков, а если добавить медиафайл, то вообще только 1024 знака. В таком случае длинный текст придется либо разделить на несколько, либо сократить до необходимого размера.
В нашей компании в приоритете короткие видео, которые мы широко размещаем в Telegram и ВКонтакте, а лонгриды чаще публикуем в Дзен, реже — в ВК. Статистика показывает, что в сообществах REDMOND именно короткие видео — самый популярный вид контента, они эффективнее вовлекают пользователей и обеспечивают бо́льшие охваты.
Можно ли и нужно ли дублировать информацию в разных социальных медиа
Тут есть разные мнения… Кто-то считает, что для каждой площадки следует создавать уникальный контент, а кто-то, наоборот, уверен, что посты должны быть везде одинаковыми. Почему так?
Все просто. Первые объясняют это особенностями конкретной сети и ее аудитории. Они также ждут, что пользователь подпишется на аккаунт бренда на разных ресурсах. Очевидно, если информация везде будет идентична, этого происходить не будет.
Сторонники второго варианта говорят, что пользователь выбирает одну удобную для себя площадку и отслеживает аккаунт компании только там. В таком случае нет смысла готовить контент для разных площадок.
Мы же выбираем золотую середину, — контент может быть и уникальным, и дублироваться. Если вы создали действительно интересный контент, будет несправедливым оставить его только на одной площадке. Но его можно удачно адаптировать, например, добавить аудиосообщение в Telegram к посту, которое вы дублируете из ВКонтакте, или из лонгрида для Дзена сделать небольшую выжимку и опубликовать ее в ВКонтакте. Есть множество способов донести свою мысль до аудитории, главное — знать, что вашей аудитории это действительно интересно и важно.