Передовые технологии меняют наш опыт взаимодействия с автомобилем

Дарья Сапунова, директор по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор», рассказала, какие технологии последних лет принципиально изменили машины с ДВС

Дарья Сапунова
Директор по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор»

С 2014-го занимает руководящие позиции в компаниях, работающих в сфере торговли. С 2023-го является директором по маркетингу и рекламе ООО «Мир-Дистрибьютор»

В автомобилях второго десятилетия XXI века можно выделить три группы инноваций. Первая связана с продлением жизни традиционных двигателей внутреннего сгорания, повышением их экономичности и экологичности. Вторая включает технологии, влияющие на безопасность машин. Наконец, третья группа — это решения, которые делают эксплуатацию автомобилей более удобной. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Экономичнее и экологичнее

Повышение эффективности сгорания топливовоздушной смеси позволяет улучшить выходные характеристики двигателя, повысить его ресурс, а также сократить потребление топлива и негативное воздействие на окружающую среду. Для достижения этих целей автопроизводители применяют целый ряд технологий. Среди них, в частности, турбонаддув и прямой впрыск топлива под высоким давлением, достигающим 300 бар. Кроме того, значительных результатов позволяет добиться система изменения фаз газораспределения, которая за счет динамичного изменения момента открытия/закрытия впускного и выпускного клапанов оптимальным образом корректирует смесь топлива и воздуха. Эта система успешно применяется в ДВС, работающих по циклу Аткинсона/Миллера. Она обеспечивает двигателю наиболее высокий КПД в каждом из возможных режимов работы в зависимости от скорости движения и ситуации.

Так, применение описанных технологий в современных моторах MG MEGATECH 2.0 позволяет достичь им лучших в классе характеристик мощности и экономичности. Сегодня такие двигатели объемом 1,5 и 2 литра стоят, например, на автомобилях MG6 и MG7. При удельной массе (один из ключевых показателей совершенства мотора) всего 0,6 кг/л.с. они значительно сокращают вес машины и меняют положение ее центра тяжести, улучшая ходовые качества и управляемость.

Также увеличения топливной экономичности и экологичности силовой линии помогает добиться повышение эффективности передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Наилучшим решением в этом плане на данный момент являются роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями. По сравнению с классическими АКПП они на 20-25% снижают расход горючего и сокращают время переключения до ничтожных 300-400 миллисекунд. 

Безопасность превыше всего

Развитие электронных систем управления автомобилем и ассистентов вождения, позволяет существенно повысить безопасность на дороге. Сегодня даже машины среднего класса оснащены большим количеством радаров, инфракрасных датчиков и камер, которые позволяют автоматизировать управление автомобилем, особенно в критических ситуациях.

В быстро меняющейся транспортной среде безопасность дорожного движения имеет первостепенное значение. Если прежде единственными системами для ее обеспечения были лишь антиблокировочная тормозная система (ABS) и противобуксовочная система (ESP), то теперь их список значительно расширился. Причем многие из новых систем уже стали фактическим стандартными решениями для оснащения современных автотранспортных средств.

Играя роль цифровых вторых пилотов, они повышают безопасность вождения с помощью набора функций оповещения и оказания помощи. Например, автономное экстренное торможение (AEB) помогает автомобилю эффективно затормозить, если система обнаружит, что столкновение неизбежно, но водитель не предпринимает необходимых действий. Системы предупреждения о выезде с полосы движения (LDW) предупреждают водителя, когда он съезжает с нее или пересекает границу полосы движения, в то время как системы удержания в полосе движения (LKA) автоматически управляют автомобилем или используют тормоза, чтобы предотвратить съезд с полосы движения. В свою очередь система контроля слепых зон (BSD) помогает водителю избежать столкновений с препятствиями и участниками дорожного движения, которых он не видит в зеркалах заднего вида.

Не менее важны электронный контроль устойчивости (ESC) и система мониторинга давления в шинах (TPMS). Первая из них помогает предотвратить занос и потерю управления, автоматически притормаживая отдельные колеса и снижая мощность двигателя при обнаружении потенциальной потери сцепления с дорогой. Вторая в постоянном режиме проверяет давление в шинах автомобиля, выводя информацию на приборную панель, и моментально сообщает водителю, когда его падение достигает критического значения. 

«Умные» автомобили

Автомобиль перестает быть просто средством передвижения и активно интегрируется в информационную экосистему, в которой существует современный человек. Вы подключаете к нему смартфон через Apple CarPlay и Android Auto — и на экран машины выводится привычное изображение с телефона, можно слушать свои плейлисты и пользоваться сохраненными маршрутами. Форсировать данный процесс, повышая удобство эксплуатации автомобилей, в значительной степени позволяет стремительное развитие телематических технологий. Телематика сочетает в себе телекоммуникации и информатику, обеспечивая удаленный мониторинг и управление транспортными средствами. Она использует GPS и бортовые датчики для сбора и передачи по телематическим каналам (GSM, 4G/LTE/5G) данных о местоположении, скорости и текущих параметрах автомобиля.

Самое простое, что позволяют делать такие технологии, — это дистанционно (например, с приложения на смартфоне) открывать двери, запускать двигатель, настраивать климатическую систему, получать доступ к камерам, чтобы видеть, что происходит вокруг, и даже отпугивать злоумышленников через аудиосистему — такой функционал уже реализован в новейших моделях Tesla, а значит, скоро он появится и у китайских конкурентов.

Телематические блоки и модули, установленные в подключенных автомобилях, позволяют водителю получить больше впечатлений во время поездки и делают доступными подключенную навигацию. В автомобилях MG, например, она теперь может выводиться на лобовое стекло (HUD — head-up display): на нем по мере приближения к нужному повороту появляются стрелки, что делает процесс вождения еще более удобным и безопасным. 

Более продвинутый телематический функционал включает подробный планировщик маршрута, учитывающий прогностические данные об изменении ситуации на дорогах, расходе топлива, заполнения парковочных мест и проч.

При этом в процессе движения телематическая система безостановочно собирает информацию о состоянии автомобиля, важных параметрах (скорости машины и скорости вращения двигателя, уровне топлива, зарядке АКБ, режимах разгона и торможения и т. д.) и диагностических кодах неисправностей, моментально отправляя ее в «облако». Там специализированное программное обеспечение на основе ИИ  также в постоянном режиме обрабатывает эту информацию и в случае необходимости отправляет предупреждения о техническом обслуживании владельцу автомобиля или на дилерскую станцию. В зависимости от срочности, они могут быть высланы по электронной почте, с помощью SMS или уведомления в мобильном приложении. Это повышает безопасность автомобиля и сокращает поломки и расходы на техническое обслуживание.

Таким образом, автомобиль в буквальном смысле слова становится «умным», повышая комфорт и безопасность своего владельца, уменьшая его расходы на содержание машины и воздействие машины на окружающую среду.