Что важно знать перед открытием франшизы: 3 нюанса
Разберем несколько тонкостей, на которые нужно обращать внимание при покупке франшизы
Эксперт по оценке имущества и бизнес-планированию, практикующий аналитик. Является соснователем компаний «1Капиталь» и «Business Planner», ведущий подкаста «Бизнес по плану»
Недавно мы общались с нашим клиентом на тему работы по франшизе. У него ранее не было опыта ведения бизнеса самостоятельно, поэтому он решил приобрести «чужой опыт». Не будем говорить о конкретном бренде, так как этот пост написан для начинающих предпринимателей, с целью предостеречь от непредвиденных убытков. Проверить финансовую модель?
В чем преимущество франшизы? Если она действительно работает, а франчайзер заинтересован в ее развитии, а не только в получении роялти, то покупатель получает готовый набор стандартов и инструкций. Нет необходимости самостоятельно изучать новый для себя сегмент с нуля. Взял готовые механики и пользуешься ими. В интернете уже есть много разоблачающих материалов о тех франшизах, которые не могут заработать на своем операционном бизнесе. Но довольно часто франчайзер завышает доходы и занижает расходы в презентациях, искажая тем самым конечный результат.
Например, мне недавно на глаза попалась финансовая модель компании из сферы красоты, масштабирующихся по России. Что сразу вызвало вопросы? Загрузка на уровне 90%+ начиная уже с первого месяца открытия — в реальной жизни это невозможно. И если такой результат у кого-то и был, то является скорее исключением. Для повышения продаж недобросовестные компании подсвечивают только положительные кейсы (хотя их может быть 10% в общем объеме), забывая рассказать про негатив. И я это говорю на основе опыта управления аналогичным бизнесом, расположенным в центре Санкт-Петербурга в 300 м от метро. Полное заселение этого объекта с нуля до плановой загрузки у нас заняло 5 месяцев. Т.е. ни о каких 90% загрузки в первый месяц мы не можем говорить. И в нашем случае заселение происходило в «активный сезон», начиная с осени. При запуске летом, полное заселение растянулось бы еще на 1-2 месяца.
Или другой момент — ставка аренды при почасовой сдаче выше рынка, как минимум на 30%. Да, франчайзер может говорить о возможности держать цены выше рынка из-за узнаваемости бренда. Но это сильно конкурентный сегмент, и в нем представлено огромное количество игроков.
Если мы продолжим анализ этой финансовой модели, то в затратной части проекта представлены наоборот слишком оптимистичные цифры. Поэтому модель нам говорит о норме чистой прибыли в размере 50% от выручки, но если привести все показатели к рынку, то прибыль составит 10-15%. И это уже более реалистичные показатели, которые не завышают ожидания франчайзи. При этом, если франчайзи изначально будет знать реальность, то скорее всего задумается об открытии подобного бизнеса.
Напомню, что речь в статье идет не про конкретный проект. И давайте продолжим. То, что бизнес по франшизе может отклониться от плана и стать убыточным, мы разобрались. Но есть и еще 1 важный нюанс, о котором нам сообщил наш клиент. Согласно договора с франчайзером, при закрытии бизнеса в течение 12 месяцев, он должен выплатить значительный штраф. При этом, на этапе покупки франчайзер говорит о возможных убытках до 1-2 месяцев, но после этого однозначно выход на прибыль. Но по факту клиент проработав 6 месяцев даже не приблизился к выходу к точке 0, а еще и оказался должен.
Выводы:
- Внимательно изучаем финансовую модель проекта. Желательно перепроверить все цифры;
- После всех первичных проверок не забываем проводить консультации с юристом по подписываемым документам.