Chinacar.club 6 марта 2024

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Китай — мировой лидер по производству электрокаров. КНР добилась таких успехов благодаря грамотной стратегии, поддержке государства и менталитету

Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Популярность электромобилей на внутреннем рынке

Важную роль в ошеломительном мировом успехе Китая сыграли власти, которые поощряют создание экологичных машин. Правительство КНР ввело субсидии в 2009 году, и спустя десятилетие это принесло свои плоды. В 2022 году в Китае было продано 4,4 млн электромобилей: больше, чем во всем мире. Восемь из десяти самых популярных электрокаров в Китае созданы местными компаниями. На протяжении 11 месяцев 2023 года производитель BYD удерживал лидерство на внутреннем китайском рынке, занимая первую строчку по продажам. До этого в XXI веке в Поднебесной доминировал Volkswagen.

В первом полугодии 2023 года в общемировом рейтинге самых продаваемых электромобилей среди 20 моделей только семь не принадлежат Китаю. В пятерку лучших, кроме нескольких моделей Tesla, входят три электромобиля BYD: Song, Qin Plus и Atto 3. 

Один из факторов успеха китайских марок — сверхбыстрое обновление модельного ряда. Бюрократии минимум, что позволяет оперативно менять экстерьер и интерьер, развивать автопром методом проб и ошибок. Огромная емкость рынка КНР позволяет окупать затраты на разработку даже без экспорта: если автомобиль становится успешным, ежемесячные продажи исчисляются тысячами или даже десятками тысяч штук.

Зарубежные автопроизводители подходят к разработке новых моделей иначе: множество этапов согласований дизайна, долгие месяцы тестов, длинные жизненные циклы с минимальными апгрейдами. Темпы обновлений несопоставимы, и в эпоху электромобилей-гаджетов стратегия Китая выглядит более жизнеспособной.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Популярность на мировых рынках

Выпустить электрокар — намного быстрее, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Китай много лет отставал от мировых автопроизводителей, но переход на «батарейный» транспорт позволил занять существенную долю рынка. Всего за пятнадцать лет Китай прошел путь к мировому лидерству по количеству экспортируемых автомобилей.

В 2022 году китайские автомобили обогнали немецкие и стали вторыми по экспорту на глобальном рынке. В 2023-м обошли и главного лидера  — Японию. В прошлом году КНР отправил в другие государства более 5 млн автомобилей. Аналитики считают, что к 2030 году эта цифра увеличится до 9 млн машин.

Сейчас доля китайских электромобилей в Европе составляет 8% — неплохо для страны, которая всего лишь несколько лет назад начала свои активные поставки в ЕС. Аналитики полагают, что к 2025 году доля увеличится уже до 15%. Таким образом, к тому моменту, когда Европа полностью перейдет на электромобили к 2030-2035 гг., Китай уже получит достаточную долю рынка и признания, чтобы конкурировать с западными производителями без стеснения за свое происхождение.

Показателен пример фирмы BYD. В 2023 году BYD продала за пределами Китая 242 759 автомобилей. В 2022 году продаж было существенно меньше — всего 55 656 штук. За год BYD увеличил свои экспортные поставки на 336%. Продукция BYD сейчас продается в 19 европейских странах, включая Великобританию, Францию, Германию, Италию и Испанию. В Евросоюзе открыло более 250 дилерских центров.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Влияние менталитета на успех в отрасли электромобилей

Международная консалтинговая корпорация KPMG провела опрос среди тысячи руководителей из сектора автомобильной промышленности о том, что они ожидают от рынка электромобилей в ближайшем будущем. Выяснилось, что уверены в положительной динамике сегмента электрокаров 34% опрошенных. Годом ранее этот показатель составлял 41%. Большинство из них работают в Китае, затем следуют руководители автокомпаний из США, Японии и Западной Европы.

Китайские топ-менеджеры отмечают, что растет поддержка со стороны государства, что дает им надежду на рост сегмента. На субсидии надеются и в Европе, где местные автопроизводители опасаются конкуренции со стороны Китая.

Переживания из-за роста популярности китайских марок настолько велики, что Евросоюз сейчас проводит собственное расследование. Специалисты пытаются выяснить причины низких цен на китайские электромобили: конкуренты полагают, что убытки автопроизводителям из КНР компенсируют на государственном уровне.

Почему весь мир перейдет на электромобили благодаря Китаю

Дальновидная политика китайских властей позволяет автопроизводителям из Поднебесной меньше беспокоятся о проблемах с цепочками поставок. Причины на поверхности: именно Китай производит и экспортирует большинство комплектующих для автомобилей. Особенно это актуально для тяговых аккумуляторов и других деталей для электромобилей. Крупнейшим мировым производителем батарей является CATL, компания занимает треть всего рынка. В десятке самых популярных производителей аккумуляторов шесть базируются в Китае. Ячейки CATL устанавливается во множество автомобилей китайских марок, некоторые модели Tesla, Mercedes-Benz, Volvo, Porsche, Audi, Volkswagen и Stellantis.

Европа запланировала перейти на экологичные автомобили в следующем десятилетии. Страны Евросоюза договорились не продавать автомобили на бензине и дизеле с 2035 года, а Германия запланировала массово перейти на электромобили уже к 2030 году. О том же самом заявили власти США и Китая. В это же время Россия осталась без западных партнеров, россияне столкнулись с завышенными ценниками на машины и запчасти. Все эти мировые тренды ознаменовали для КНР новую эру и возможность завоевать российский и европейский рынки. Благодаря скорости своей работы, поддержке государства, развитию технологий и правильному подходу, Китай планомерно пересаживает весь мир на свои модели, в том числе — электрокары.