Контейнерный кризис в Азии — уже реальность
Юлия Янелис о новом контейнерном кризисе в 2024 году
Профессия, вид деятельности: Внешнеэкономическая деятельность, логистика, таможенное оформление, стратегическое развитие компании. Образование: Высшее — юридическое; Повышение квалификации. в области таможенного дела• МВА Стратегический менеджмент
Всем известный конфликт на Ближнем востоке, подводит международную логистику к новому витку проблем, разрушая цепочки поставок. В этот раз Красное море и события набирают обороты уже 4 месяца, а ведущие мировые морские линии, такие как Maersk, CMA, Hapag-Lloyd и проч., перестраивают свои маршруты, следуя в Европу транзитом через мыс Доброй Надежды (ЮАР). Очевидно, что обострение конфликта на Ближнем востоке существенно повлияло на мировую логистику уже сейчас и продолжит делать это в дальнейшем.
Так, например, по данным из январского отчета Baltic Exchange, проблемы с проходом через Суэцкий канал изменили фундаментальные перспективы контейнерных перевозок на текущий год, в результате чего совсем скоро в Азии ожидается дефицит мощностей.
В отчете говорится, что совсем недавно, в прошлом декабре, базовый прогноз на 2024 год предполагал продолжение циклического спада, который должен был достигнуть дна в конце первого или начале второго квартала, после чего ожидалось, что перевозчики начнут задействовать больше мощностей, стабилизируя и укрепляя, тем самым, ставки, которые уже стали убыточными. Очевидно, что внезапно возникшие трудности с Суэцким каналом существенно изменили этот прогноз.
В результате, теперь ожидается, что эсплуатация сети Азия-Европа и части сети Азия-США-Восточное побережье поглотит от 5 до 6% глобальных мощностей, цепочки поставок в большинстве случаев станут длиннее. Как следствие, в ближайшее время участники внешней торговли получат более длительное транзитное время и соответствующий рост ставок. Это, в свою очередь, приведет к тому, что перевозчики снова станут прибыльными.
Пик роста ставок ожидается на следующие четыре недели, после чего, по мнению экспертов, произойдет спад до нового уровня.
Одновременно с тем, как уже было в пандемию, будет происходить медленное перемещение порожних контейнеров. Порядка 780 000 TEU порожних контейнеров прибудут в Азию аккурат к началу празднования китайского Нового года, а это меньше, чем было запланировано, что особенно сильно может отразиться на спотовых ставках.
О том, что в Азии намечается контейнерный кризис, подобный тому, что был в 2021—2022 годах, говорят уже многие. (Случившийся тогда кризис глобальной цепочки поставок также известный как Контейнерный кризис — кризис, в котором из-за пандемии COVID-19 замедлились глобальные цепочки поставок и перевозки, что существенно повлияло на стоимость различной продукции по всему миру, а также ее доступность в целом). Недавно, например, об этом заявил Тобиас Майер — Гендиректор логистической компании DHL. По его словам, в скором времени следует ждать перебоев с поставками и дефицита контейнеров в Азии.
В этот раз, по аналогии с «ковидным» кризисом, замедление и перестройка глобальных логистических цепочек приведет к росту цен на продукцию, а в отдельных случаях и вовсе к ее дефициту по всему миру. Все это, само собой, достаточно быстро отразится на структуре мирового потребления.