Расширение зоны платной парковки: как улучшение трафика меняет бизнес
Автомобильный трафик и дефицит парковочных мест беспокоит не только жителей мегаполисов, но и бизнес. Как расширение платных парковок может повлиять на бизнес
Более 30 лет работает на руководящих должностях в компаниях строительной сферы, последние годы специализируется на объектах линейного строительства (участках улично-дорожной сети)
Автомобильный трафик и дефицит парковочных мест — это те вопросы, которые беспокоят не только жителей мегаполисов, но и бизнес. В Санкт-Петербурге, как и в других крупных городах, плотность трафика на центральных улицах остается одной из самых больших проблем, угрожающих не только удобству граждан, но и деловой активности. Как расширение зоны платных парковок может повлиять на бизнес? И достаточно ли перехватывающих парковок, чтобы эффективно разгрузить центр города и привлечь больше клиентов?
Расширение зоны платной парковки — это один из самых обсуждаемых инструментов управления трафиком в крупных городах. Нередко можно услышать тезисы о том, что введение платных парковок на самом деле не уменьшает количество пробок, а лишь служит способом пополнения городского бюджета.
Ситуация с трафиком в Санкт-Петербурге является одной из самых сложных среди крупных российских городов наряду с Москвой и Казанью. Несмотря на различные меры, принимаемые для регулирования транспортных потоков, включая строительство новых дорог и расширение существующих, пробки на центральных улицах остаются постоянной проблемой.
Препятствия для бизнеса: дефицит парковок и пробки в центре города
Каждый день пробки на центральных улицах, особенно в часы пик, создают дополнительные затраты для бизнеса: сотрудники и клиенты теряют время в поисках места для парковки, а это напрямую сказывается на прибыльности и привлекательности коммерческой недвижимости. Проблемы с парковкой также являются значительным препятствием для привлечения инвестиций в новые девелоперские проекты, особенно в центре города, где земля стоит дороже, а возможности для создания дополнительных парковочных мест ограничены.
Программа платной парковки в Санкт-Петербурге начала развиваться с 2014 года, и на сегодняшний день зона платной парковки охватывает центральные районы практически полностью. Сегодня в зоне платной парковки в Санкт-Петербурге находится около 50 тысяч мест, однако спрос на парковки в этих районах значительно превышает предложение. Для бизнеса это означает дополнительные издержки для сотрудников и клиентов, а также снижение привлекательности аренды помещений в центральных локациях, удаленных от станций метро.
Расширение зон платной парковки и развитие перехватывающих парковок могут существенно повлиять на городской бизнес, обеспечивая более комфортную транспортную среду и повышая доступность коммерческой недвижимости и в некоторой степени даже и ее привлекательность. Платная парковка может увеличить клиентопоток за счет повышения «оборачиваемости» парковочных мест вблизи коммерческого объекта. А в случае, если парковка будет пустовать — уличный фронт будет смотреться более выигрышно, чем если бы вдоль здания были хаотично припаркованы автомобили.
Комплексный подход: перехватывающие парковки и развитие общественного транспорта
Все основные плюсы от внедрения платной парковки могут быть достигнуты только при условии обеспечения комплексного подхода к организации бесшовных передвижений. Сочетание административных, организационных и инфраструктурных преобразований совместно могут действительно создать привлекательность видов транспорта, альтернативных автомобилю. В такой призме, ключевым вопросом становится не только расширение зоны платной парковки, но и наличие инфраструктуры, которая позволит водителям оставить свои автомобили на периферии города и использовать общественный транспорт для дальнейшего передвижения. В Санкт-Петербурге такой инфраструктуры пока не хватает.
В настоящее время город создает перехватывающие парковки, но лишь плоскостные, открытые, не требующие значительных затрат на создание и эксплуатацию. Расположение некоторых из таких парковок вызывает вопросы. Тем не менее существует система стимулирования к пересаживанию водителей на общественный транспорт. Достаточно «доказать» шлагбауму, что ты пользовался общественным транспортом, и с тебя не берут плату за парковку. Бизнес мог бы поучаствовать в расширении зон перехватывающих парковок, например, организуя многоэтажные паркинги на границах зоны платной парковки: в районах станций метро, основных маршрутов городского наземного транспорта или даже электричек. Концентрация клиентских потоков к машиноместам может стать привлекательной для ритейла, а косвенное участие города в создании и эксплуатации таких паркингов стало бы весомым фактором.
Мировая практика показывает, что расширение зоны платной парковки и одновременно создание перехватывающих парковок могут существенно улучшить ситуацию с трафиком, сократив количество автомобилей, въезжающих в центральные районы, особенно в часы пик. Также организованные платные парковки повышают оборачиваемость парковочных мест, снижая количество «блуждающего» в поисках свободного парковочного места трафика. Все это позволяет снизить количество автомобилей на улицах и повысить комфортность городской среды.
Заключение
Платная парковка в центре города — это проверенный путь развития, по которому европейские города идут уже более 30 лет, по сути превратившийся в международный стандарт для мегаполисов. И Петербург следует этому пути развития. Но по состоянию на сегодняшний день в городе ощущается дефицит качественных, комфортных перехватывающих парковочных мест в востребованных локациях. Девелоперы и предприниматели, которые примут участие в создании перехватывающих парковок и будут учитывать эти изменения в своих проектах, окажутся в выигрышной позиции.