Жива ли еще ESG-повестка и чему должны учиться ESG-специалисты

Только очень далекий от бизнеса человек не слышал аббревиатуру ESG, но далеко не каждый, кто слышал, может объяснить, что стоит за этими волшебными буквами

Анна Веселова
Директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Кандидат экономических наук. Эксперт в сфере образовательных программ по менеджменту. Академический руководитель программы «Управление устойчивым развитием компании». Академический директор аспирантской школы по менеджменту

ESG — это своего рода отклик от бизнеса на национальный призыв к реализации 17 целей устойчивого развития и более ответственному мышлению и поведению. Чем выше национальный интерес и внимание к проблематике устойчивого развития, в том числе на уровне правительств, тем, как правило, более продвинутые модели и практики ESG демонстрирует бизнес.

2022 год для России стал временем перемен и пересмотра приоритетов, поэтому многие стали задаваться вопросом о жизнеспособности ESG-повестки в непростых условиях, однако и российский бизнес, и представители власти заявляют не только о сохранении курса на устойчивое развитие, но и ставят новые цели по масштабированию и расширению запущенных ранее инициатив. Такие тренды формируют запрос на квалифицированных специалистов в области ESG, которые, как признают лидеры рынка, сейчас в дефиците.

Чтобы понять, кто нужен лидерам ESG-трансформации, давайте разберемся, что такое ESG. Впервые аббревиатура ESG была публично представлена в отчете Международной финансовой корпорации в партнерстве с Глобальным договором ООН «Who Cares Wins» в 2004 году. Затем в 2006 году, также при поддержке ООН, была разработана инициатива «Принципы ответственного инвестирования». На протяжении последних 20 лет крупнейшие компании соревнуются друг с другом, реализуя инициативы в области E — экологии, S — социальной сферы, включающей сотрудников и их рабочее пространство, сообщества и другие социальные аспекты и G — управления, включающие новации в корпоративном управлении, прозрачность отчетности, антикоррупционные практики. Ключевыми драйверами ESG-трансформаций являются ожидания инвесторов и доступ к выгодным условиям кредитования, требования регуляторов и, к сожалению, намного реже по-настоящему ответственное отношение лиц, принимающих решения, к вопросам устойчивого развития. Одной из наиболее понятных метрик продвинутости компании в области ESG является ее позиция в ведущих ESG-рейтингах.

На 01 июня 2023 г. в ESG-рэнкинге российских компаний представлено 160 лидеров российского рынка. Учитывая специфику вопроса, наиболее ожидаемым было бы лидерство добывающих и перерабатывающих компаний, и это так, но в то же время в ТОП-10 также входят представители банковской сферы и сферы финансовых услуг, телекоммуникаций, программного обеспечения. Согласно исследованию Центра управления устойчивым развитием Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ лидерами по количеству вакансий в области ESG стали СБЕР и ВТБ. Специалисты разного уровня, включая руководящие позиции, требуются в разных отраслях, включая государственный сектор, и различных географических локациях.

Учитывая три составляющие ESG и многоаспектность каждой и них, становится очевидным многообразие задач, которые решаются специалистами по ESG. Следует отметить, что не всегда должность звучит именно так, а компания имеет специальное подразделение, которое покрывает все задачи повестки. Даже в тех случаях, когда компания имеет специальную дирекцию по ESG, как, например, в СБЕР, или департамент устойчивого развития, как в Норникеле, команда сотрудников подразделения очень разнообразна и включает в себя специалистов по экологии, социальным вопросам, производственным процессам и других. 

Предлагаем посмотреть, какие задачи в области ESG могут стоять перед сотрудниками в разных функциональных подразделениях компаний и какие знания и навыки им нужны для их выполнения. Представленный ниже перечень не является исчерпывающим, а скорее служит иллюстрацией того, что принципы ESG пронизывают все направления деятельности современной компании.

1. Подготовка нефинансовой или интегрированной отчетности

Задача: интегрировать информацию о бизнес-модели, стратегии, результатах деятельности и перспективах развития компании таким образом, чтобы она отражала экономическую, социальную и экологическую ситуацию в компании.

Область: финансы/стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области финансового анализа и финансового менеджмента, системное мышление, аналитические компетенции. 

2. Интеграция принципов циркулярной экономики и бережливого производства в производственную деятельность компании

Задача: идентифицировать возможности по продлению жизненного цикла продукта/услуги за счет повторного использования или переработки, разработать и реализовать инициативы для использования возможностей.

Область: операционный менеджмент/производство/логистика и управление цепями поставок/ стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области операционного и инновационного менеджмента, естественно-научные и инженерно-технические знания (химия, физика, инженерия), системное мышление, аналитические компетенции. 

3. Оценка и отбор поставщиков, соответствующих стандартам «зеленых» закупок 

Задача: проанализировать и оценить ключевых поставщиков на предмет реализации ими деятельности в соответствии с ESG-политиками и стандартами компании, организовать регулярный мониторинг и контроль.

Область: операционный менеджмент/производство/логистика и управление цепями поставок/ стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области операционного менеджмента и управления цепями поставок, знания экологических стандартов и законодательства, системное мышление, аналитические и цифровые компетенции. 

4. Разработка и реализация инклюзивной стратегии компании и концепции комфортной рабочей среды

Задача: идентифицировать возможности по организации рабочего пространства и процессов с учетом интересов сотрудников, разработать стратегию найма, адаптации и интеграции сотрудников в ограниченными возможностями.

Область: HR/стратегия

Компетенции: продвинутые знания в управления людьми, системное мышление, эмоциональный интеллект. 

5. Разработка и реализация маркетинговой стратегии для ESG

Задача: разработать маркетинговую стратегию компании, отражающую приверженность компании принципам устойчивого развития 

Область: маркетинг/стратегия

Компетенции: продвинутые знания маркетинговых инструментов продвижения, коммуникативные навыки, системное мышление и аналитические навыки, креативность. 

Как единогласно заявляют представители крупного бизнеса, возглавляющие подразделения по ESG и устойчивому развитию, им в команду нужны интеграторы, которые хорошо знают свою область (например, экологию, финансы, психологию работы с людьми с ограниченными возможностями и др.), но также понимают и другие аспекты ESG, а главное их взаимосвязи, что позволяет им говорить «на одном языке» с сотрудниками других подразделений. Критически важными компетенциями для специалиста по ESG вне зависимости от конкретного фокуса являются системное мышление, продвинутые коммуникативные навыки и умение убеждать, а также цифровые и аналитические компетенции, позволяющие интегрировать, обрабатывать и структурировать большие объемы различных данных и информации.

В отличие от приобретения отдельных предметных знаний, развитие критически важных метакомпетенций требует времени и серьезных усилий, поэтому необходим пересмотр подходов к образованию в области устойчивого развития и ESG, а также разработка стандартов, обеспечивающих системность и последовательность обучения.