Аутсорсинг и аутстаффинг: что выбрать бизнесу
Выбрать из двух популярных схем привлечения внешних специалистов для выполнения задач компании-заказчика поможет эксперт Иван Белорыбкин
C 2017 года — коммерческий директор Right line, ведущей компании-разработчика программных решений в финансовой и банковской сферах. Эксперт в сфере IT и fintech
Аутсорсинг и аутстаффинг — это два популярных метода делегирования части задач бизнеса внешнему подрядчику. Оба подхода позволяют оптимизировать рабочие процессы и грамотно спланировать финансовую нагрузку на проект. Это особенно востребовано в области разработки ПО, сайтов и приложений, так как в подавляющем большинстве случаев такая работа — проектная и не требует постоянного наличия специалистов в штате.
Несмотря на кажущуюся схожесть, между ними есть определенные различия, связанные с управлением кадрами и организацией работы. Правильный выбор между аутсорсингом и аутстаффингом может существенно повлиять на эффективность выполнения задач, способность компании адаптироваться к изменениям как в самом проекте, так и на рынке, и, в конечном итоге, на финансовые результаты.
Так что же выбрать бизнесу: аутсорс или аутстаф? Давайте разберемся с этой дилеммой вместе.
Аутсорсинг: что это такое?
Аутсорсинг — это процесс передачи компанией-заказчиком части своих задач компании-исполнителю, которая берет на себя выполнение всех работ «под ключ».
Например:
Компания «А» нуждается в обслуживании своих IT-систем или технической поддержке приложения. Она обращается в компанию «Б» за этими услугами, полностью делегируя ей выполнение задач и контроль за их исполнением.
Это помогает сэкономить время и деньги, так как нет необходимости нанимать и обучать новых сотрудников, а также выделять специалиста для наблюдения и управления командой. Компания-подрядчик уже осуществляет необходимые проверки качества выполнения работ и берет ответственность за результат на себя.
С такими запросами к нам в Right team часто обращаются банки и финансовые организации, когда им нужно разработать ПО или приложение для своих клиентов. Об одном из таких кейсов по оптимизации процессов тестирования в банке мы рассказывали ранее.
Плюсы и минусы аутсорсинга
К главным плюсам аутсорсинга мы относим:
- Эффективное расходование бюджета
Компания экономит деньги, так как ей не нужно нанимать и обучать сотрудников для выполнения определенных задач.
Кроме того, оплачивается только результат работы и затраченное время специалиста. При аутсорсе проще планировать и регулировать расходование бюджета компании, особенно если вы используете модель Time & Material, т.е. оплачиваете часы работы специалистов. - Доступ к экспертизе
Аутсорсинговые компании нанимают высококвалифицированных специалистов, которые хорошо знают свою область. Вы можете быть уверены, что процесс обучение или погружения команды в проект не займет много времени и над ним будут работать люди с нужными знаниями и опытом. - Фокус на главном
Передавая часть работы на аутсорсинг, ваша компания может больше времени и ресурсов выделять на свои ключевые бизнес-процессы. - Гибкость в реализации проекта
Несмотря на то, что компания-исполнитель берет контроль за выполнением работ на себя, заказчик всегда видит весь процесс и может корректировать объем работ. Также аутсорсинг позволяет быстро масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей бизнеса.
Почему аутсорс не всегда подходит бизнесу?
- Зависимость от внешнего партнера
Успех проекта будет зависеть от качества работы аутсорсинговой компании. Если она не справляется, это может негативно сказаться на вашем бизнесе. Совет очень простой: обращайтесь к проверенным компаниям с хорошими рекомендациями и с опытом работы в вашей сфере. - Трудности в коммуникации
Внешние подрядчики могут находиться в другом часовом поясе или говорить на другом языке, что может усложнить взаимодействие и решение проблем. Для некоторых это может быть барьером (но не для всех). - «Плавающий» проект
Если вы не до конца уверены в том, какой продукт хотите получить по итогу сотрудничества или какие задачи передать на ведение аутсорс-компании, вам лучше выбрать другой формат сотрудничества или заранее предусмотреть возможные изменения в договоре.
Аутстаффинг: что это такое?
Аутстаффинг — процесс найма сотрудника под конкретные задачи через аккредитованную аутстафф-компанию на оговоренный срок.
Например:
Компании «А» нужно провести тестирование систем, но у них нет своего тестировщика. Она обращается в аутстафф-компанию, которая помогает ей найти и «арендовать» специалиста на время.
Этот сотрудник работает в офисе заказчика или удаленно, но формально остается сотрудником своей основной компании. При этом весь контроль за исполнением и ответственность за результат остается за заказчиком.
Плюсы и минусы аутстаффинга
В чем плюсы аутстаффа:
- Быстрый доступ к специалистам
Аутстафф-компания быстро поможет найти нужного специалиста по своей базе кандидатов. Так, вы можете оперативно привлечь нужных специалистов без долгого процесса найма. - Гибкость
Легко набирать или сокращать персонал в зависимости от текущих задач и объема работы. - Экономия
Нет необходимости в длительном оформлении сотрудников, что снижает административные и налоговые расходы. Также вы контролируете расход бюджета, если сотрудник работает по принципу T&M.
Минусы аутстаффинга:
- Меньшая вовлеченность сотрудников
Специалисты, работающие по аутстаффингу, могут быть менее мотивированы и лояльны, так как формально они не являются частью вашей компании. - Постоянный контроль
Ставить задачи сотруднику и контролировать их исполнение необходимо самому заказчику, тогда как в аутсорсе этим занимается подрядчик. Кроме того, сотрудника нужно будет самостоятельно вводить в рабочие процессы компании. - Риски безопасности
Передача конфиденциальной информации внешним подрядчикам может повлечь утечку данных или нарушить безопасность. Но минимизировать риски можно, если обращаться к проверенным аутстафф-компаниям и грамотно составлять договор.
Что выбрать вам: 4 контрольных вопроса
Одна из важных задач любого бизнеса или проекта — оптимизация процессов, которая не только позволит реализовать продукт, но и сэкономить в процессе разработки бюджет компании.
Да, выбор между аутстаффом и аутсорсом далеко не всегда очевиден. В каждом случае и каждой отдельной компании необходимо учитывать несколько факторов: специфику бизнеса, цели, бюджетные ограничения и потребности в контроле.
Специфика бизнеса
Если вы небольшая компания, то вам может быть сложно набирать и поддерживать команды внутри компании, чтобы закрывать все потребности бизнеса. В таком случае следует обратиться к аутсорсингу для задач, которые не являются основными, например, IT-поддержка или ведение бухгалтерии.
Кроме размера бизнеса, важно учитывать вашу отрасль и сферу деятельности. Например, IT-компании и банки часто выбирают аутсорсинг для разработки и поддержки программного обеспечения. Аутстаффинг может использоваться для привлечения временных разработчиков или тестировщиков на конкретные проекты. В то же время рекламные агентства выбирают аутсорсинг для выполнения креативных проектов или ивент-задач.
Цели
Насколько большим планируется стать ваш проект? Сколько задач надо закрыть внешнему подрядчику и как много времени ему на это понадобится?
На краткосрочные проекты лучше нанимать специалиста через аутстафф-компанию. Вы получаете специалиста на оговоренный срок и на определенные задачи.
Долгосрочные и «тяжелые» проекты, вроде разработки ПО и техподдержки, лучше передавать на аутсорс, чтобы не переживать о потере сотрудника или необходимости постоянно контролировать процесс.
Контроль
Раз уж мы его уже упомянули, то проговорим еще раз этот пункт. Если ключевая задача компании — сосредоточиться на развитии основных продуктов и проработке главных целей, аутсорсинг поможет снять нагрузку по второстепенным задачам, позволив компании сосредоточиться на своих приоритетах.
Если же вы планируете самостоятельно вникать во все процессы и отслеживать их исполнение; или если бизнес-процессы требуют тесного взаимодействия между внешними и внутренними сотрудниками, — лучше выбирайте аутстафф.
Бюджетные ограничения
Один из основных пунктов, который часто является решающим у малого и среднего бизнеса.
В рамках аутсорса оплата обычно производится за результат или за объем выполненных работ. Если у вас фиксированный объем задач и процессы редко меняют свой характер или вы хотите реализовать продукт, у которого уже есть план разработки от А до Я — вам подходит аутсорс.
Если вы не уверены, сколько может занять выполнение той или иной задачи, или проект в плавающем состоянии — выбирайте аутстафф. Здесь оплата обычно производится за часы работы специалистов, согласно их грейду.
Модель оплаты T&M
Система оплаты по модели Time and Materials (T&M) идеально подходит как при выборе аутсорса, так и аутстаффа. Она позволяет компаниям оплачивать услуги по мере их выполнения, основываясь на часовой ставке специалистов в проектной команде. Ставку умножают на количество затраченных часов. Это особенно выгодно, если спрогнозировать заранее объем и продолжительность работы трудно.
T&M дает возможность вносить изменения в проект на любом этапе, и при этом вам не нужно постоянно перезаключать договор с подрядчиком. Кроме того, так заказчику проще контролировать процесс и расходование бюджета.
Подводим итоги
Если коротко: модель аутсорсинга предусматривает предоставление услуг подрядчиком на длительный период, а аутстаффинг означает аренду специалистов под конкретные задачи.
Преимущества аутсорсинга включают делегирование и оптимизацию штата. Преимущества аутстаффинга — работа со специалистом без официального трудоустройства в компании.
Ваш выбор между двумя подходами должен основываться на ваших бизнес-потребностях и на ваших возможностях и желании погружаться в проект.