Что дал слушателям МВА Высшей школы бизнеса ВШЭ выездной модуль в Китай

Виталий Глибин, слушатель программы МВА и основатель Хантфлоу оценил выездной модуль MBA в Шанхай в интервью Андрею Шаромову, PR-директору и доценту ВШБ

Виталий, мы обсудим итоги поездки в Китай и Ваши впечатления, но для начала можете сказать пару слов о себе? 

Меня зовут Виталий Глибин, я один из основателей и технический директор компании Хантфлоу. Мы создаем сервис автоматизации подбора персонала для компаний разного масштаба. Я решил пройти программу MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, чтобы получить знания и компетенции, которых мне не хватало для развития собственного бизнеса. Был и на выездном модуле в Китае и буду рад обсудить итоги этой образовательной поездки.

Вы бывали в Китае ранее, какой образ страны был у Вас до поездки? 

До этого в Китае я никогда не был. Мой бизнес не очень связан с международными отношениями, хотя, конечно, опыт того, как организован в Китае подбор специалистов мне интересен — особенно автоматизация этих бизнес-процессов. 

Хотелось посмотреть, как устроен бизнес в Китае: как люди им занимаются, как они начинают, как развивают, каким образом там выстраивается маркетинг — это то направление, которое мне наиболее интересно с точки зрения развития моего бизнеса. 

Если говорить про российские технологические стартапы — обычно они ориентируются на американский рынок, на то, как все это развивается в США и ЕС. В сторону Китая я никогда до этого не смотрел, и как раз этот опыт для меня оказался крайне полезным.

Сколько дней длилась поездка? Что стало самым запоминающимся?

Это была недельная поездка, довольно насыщенная по программе. У нас были как лекции в институте, так и выездные встречи с предпринимателями, представителями бизнеса, а также культурная программа. 

Нам показывали Китай с разных сторон. В день, когда у нас были запланированы культурные мероприятия, мы попали на национальный праздник. Было очень много людей, нам удалось познакомиться с представителями других регионов Китая, увидеть «живой» Шанхай. И при этом парадоксальным образом — никто не толкался на улице, очень вежливое отношение к личному пространству.  

Невероятное ощущение было от «тихой» проезжей части. Представьте: забитая машинами городская трасса, очень активное движение. А я ловлю себя на мысли, что уровень шума необычно низкий. Потому что 80% машин — на электродвигателях. О том, как государство стимулирует переход на электромобили, можно несколько отдельных интервью сделать, как и об уровне цифровизации и бизнеса, и бытовых сфер. 

Что было самым впечатляющим с точки зрения маркетинга или автоматизации — что-то, что можно было бы имплементировать в ваш или российский бизнес в целом?

В Китае очень активно используется такой маркетинговый канал, как live-стриминг, то есть живые стримы. Когда люди в интернете рассказывают про свой продукт в формате живого диалога. Получается очень нативно, это не выглядит как реклама. Есть польза для людей и высокие результаты продаж сразу во время стрима.

Существует мнение, что российские предприниматели, выходя на китайский рынок, могут столкнуться с трудностями межкультурного взаимодействия, разницы менталитетов. Вы во время модуля это увидели, и модуль чем-то помог в этом отношении?

Да, действительно, у нас есть разница в менталитете, разница в видении мира и в целом в отношении к жизни. Китайцы более прагматичные. 

Опыт, который я получил на выездном модуле, показал, как важно в Китае выстраивать межличностные отношения. Если предприниматель просто приедет в Китай и предложит сотрудничать — из этого мало что получится. Если вы хотите развивать бизнес в Китае, у вас должен быть человек, желательно местный, у которого уже есть выстроенная сеть отношений с производителями, административным аппаратом. Наладив отношения с ним, выстроив коммуникацию, можно развивать бизнес.

С Вашей точки зрения, кому бизнес в Китае не подойдет точно? Или ограничений не заметили?

Мне кажется, что если вы хотите открыть бизнес в Китае, то важно иметь долгосрочную стратегию планирования. Не получится просто прийти в Китай, быстро что-то продать или предоставить услуги и уйти. Очень важно долгосрочное стратегическое выстраивание связей, когда вы постепенно налаживаете отношения с разными участниками рынка.

Какие ваши ощущения в отношении российских предпринимателях? Китайские партнеры открыты для сотрудничества с нами?

Думаю, да. Мы общались с представителями компании, которая занимается платежами в интернете. У принимающей стороны были списки участников выездного модуля, и среди нас были ребята, которые работали в банковской сфере. Сразу после официальной встречи коллеги обменялись контактами с представителями китайской компании, наметили потенциальные направления сотрудничества.

Что можно сейчас оценить, как самое интересное и самое полезное в этом выездном модуле программы MBA в Шанхай?

Знаете, в Китае распространено такое понятие, как «мягкая сила». С таким подходом они ведут свою политику. Они преследуют свои интересы, но делают это очень мягко.

В Китае нет такого понятия как «win-win», то есть они не ждут быстрой выгоды. Они всегда целятся куда-то очень далеко, преследуя стратегические интересы, не пытаясь получить выгоду прямо сейчас. С точки зрения моего мировосприятия и ведения бизнеса это тоже был очень интересный инсайт, который повлияет и на мое отношение к некоторым аспектам ведения нашего бизнеса.