Ольга Копылова о профессиональном, личном и бизнесе
Ольга Копылова — основатель компании БухБюро Профит рассказывает о своем опыте ведения бизнеса, стратегиях и планах, а также делится секретами успеха
Эксперт в сфере бухгалтерского сопровождения бизнеса и розничной торговли
Вы начали свой профессиональный путь с желания работать продавцом, а в итоге стали бухгалтером. Что подтолкнуло к такому кардинальному изменению?
Я с детства наблюдала за работой моей мамы — бухгалтера, и весь мир цифр казался мне ужасно тоскливым. Она начала карьеру еще до моего рождения с простого учетчика, потом стала бухгалтером и аудитором на оптовой торговой базе, а позже и замом главбуха. Тогда еще не было никаких компьютеров, весь учет вели на бумаге. Мама жила со счетами в руках, я засыпала и просыпалась под стук их деревянных костяшек и никак не могла понять, что может быть интересного в этих бездушных каракулях из книг учета.
Другое дело — торговый склад! Вот где была интересная жизнь: на каждой полке свой товар, между стеллажами ездила техника, в помещениях стоял особый запах, который меня завораживал. Там работало много людей, на складах в отличие от бухгалтерии было живое общение.
Когда я выросла, так сложились обстоятельства, что я оказалась в бухгалтерии. В те годы сложно было найти хорошую работу, поэтому, когда мне предложили должность кассира, выбирать не пришлось. И тут мне очень пригодилось все то, что я наблюдала с детства, весь этот мир цифр, в котором жила моя мама, мой лучший наставник. А торговля на долгое время оставалась моей мечтой, которая только недавно исполнилась.
Как изменилось Ваше отношение к бухгалтерии с тех пор?
Дело в том, что сама профессия сейчас очень изменилась. Чтобы быть востребованным бухгалтером, нужно иметь большой кругозор, постоянно учиться новым тенденциям, которые существуют в предпринимательстве, вникать в развитие бизнеса. Где-то приходится быть психологом, где-то юристом. Сегодня бухгалтер — не тот человек, который просто обрабатывает документы. Закон прописан таким образом, что его можно повернуть в то или иное русло, и это принесет прибыль предпринимателю или, наоборот, введет его в убытки. От понимания законов бухгалтером и от того, как он трактует законодательное поле, зависит бизнес, который с ним живет.
Ваша мама и дедушка были бухгалтерами. Какие профессиональные советы или ценности, которые они Вам передали, до сих пор важны для Вас?
Мой дедушка погиб во время Великой Отечественной войны, я лично его не знала, но свои ценности он передал мне через мою маму. Мама учила меня тому, что бухгалтер — это всегда точность: точность цифр, точность знаний. Это мне, наверное, передалось на генетическом уровне. Я всегда говорю, что бухгалтерия — это точная наука, которая не терпит приблизительности.
После 2014 года Вы начали свою жизнь с чистого листа. Как Вам удалось справиться с этим кризисом и вновь построить успешную карьеру?
Моя жизнь кардинально поменялась еще в 2010 году. Когда приезжаешь из маленького городка в Москву, меняется окружение и постепенно начинаешь видеть одно и то же под разными углами. Но тогда я относилась к переезду как к временному этапу. А в 2014 после начала событий в Украине я осознала, что моя жизнь в Москве — это уже не временно, и мне действительно надо начинать заново. В тот период меня сильно поддерживала моя дочь. Я чувствовала, что должна была дать ей фундамент, на котором она будет строить свою жизнь. Мои друзья и родственники тоже помогли мне тогда. Они говорили мне: «Мы смотрим на тебя, ты для нас тот пример, на который мы ориентируемся». Это очень приятно. А я в свою очередь им отвечаю: «Смотрите, как и где у меня не сложилось, и избегайте моих ошибок».
Какой момент Вы считаете наиболее переломным в своей карьере?
Каждый новый шаг приводил меня к тем или иным результатам, большим и маленьким победам, поэтому я для себя считаю каждый шаг очень важным. Но, наверно, самый переломный момент для моей жизненной позиции и вообще для жизни был переезд в Москву. Такого ритма жизни, как в Москве, я нигде не видела. Большой город накладывает свой отпечаток.
Как Вы считаете, какие личные качества помогли Вам добиться успеха в профессии и бизнесе?
Для меня жизнь — это движение.
Настойчивость и постоянное желание двигаться вперед, учиться и узнавать новое. Мой главный принцип — не сдаваться, идти вперед и развиваться. Мне не страшно идти в новое, и если сегодня вдруг что-то изменится в моей жизни или стране, я все равно найду новое направление, которое буду изучать и развивать.
Сейчас у Вас есть собственная аутсорсинговая компания и розничный магазин. Как Вам удается совмещать эти два разных направления бизнеса?
Если честно, то совмещать практически невозможно, но я стараюсь. Когда-то один человек сказал: «Хобби остается до тех пор хобби и не приносит доход, пока оно не переведено в систему». Любой бизнес — это система. Очень сложно ее создавать, когда не хватает знаний. Но когда ты построил один бизнес, то полученные знания ты можешь перенести на второй бизнес. Это очень помогает, хотя это два совершенно разных направления: в одном бизнесе мы продаем услугу, экспертность, а в другом — товар. Мой розничный магазин помогает мне развиваться как предпринимателю, здесь я сама осваиваю новшества, которые затем передаю клиентам моей аутсорсинговой компании, чтобы им было проще, без ошибок, проходить те пути, которые я прохожу со своим магазином.
Что Вас вдохновило на открытие розничного магазина и почему Вы считаете это своим хобби?
Благодаря моему большому опыту сегодня я осуществляю мечту детства — стать товароведом. Мой магазин — площадка для развития предпринимательства и фермерства. Я лично знакомлюсь с людьми, которые горят идеями, любят свое дело, являются фанатами своих производств. Моя страсть к вкусной и качественной еде определяет выбор продуктов, представленных в магазине.
В прошлом году на нашем юбилее мы провели конкурс — дегустацию для посетителей, где предложили им попробовать и угадать производителя. Многие были сильно удивлены качеством российских сыров. Мы предлагаем продукцию малых сыроварен, фермеров, предприятий, которые только развиваются. У меня такой своего рода крафтовый продукт, который не уступает крупным производителям, а иногда даже лучше их. Получается, мы открываем для людей новый мир качественной продукции нашего отечественного производителя, это очень заряжает.
В чем, по Вашему мнению, заключается основное различие между управлением оптовой и розничной торговли?
Во-первых, оптовая торговля — это множество поставщиков, а розничная торговля — это постоянные клиенты, которые приходят каждый день за определенной продукцией. Во-вторых, оптовиков не так много и они берут большие партии, в то время как в розничной торговле есть привязка к своему покупателю. В-третьих, в рознице сложно выжить на низких наценках, а в оптовой торговле сложно выжить на крупных наценках из-за посредничества между производителем и розничным продавцом. Поэтому все, кто занимается оптом, зарабатывают на обороте.
Вы помогаете своим клиентам находить оперативные решения сложных вопросов. Какими профессиональными навыками Вы гордитесь больше всего?
Прежде всего, это постоянное обучение и расширение компетенций. Я уже говорила, бухгалтер в чистом виде сейчас не существует, сегодня он финансист, экономист, кадровик, юрист и обладает еще многими другими дополнительными знаниями. Иногда даже надо знать принципы маркетинга и рекламы. Мы предлагаем нашим клиентам не только свои прямые компетенции, но и первичные консультации по тому, что может сопровождать его бизнес параллельно с нами. Если у клиента формируется потребность, то мы находим ему партнера, который полноценно настраивает аналитику по площадкам и помогает выстроить именно ту структуру, которая изменит бизнес клиента к лучшему.
Как Вы решаете конфликты с клиентами или внутри коллектива?
Больших конфликтов у нас ни с кем не бывает. Иногда ожидания не совпадают с результатом, и возникает напряжение. Я стараюсь узнать позиции обеих сторон и нащупать между ними точку соприкосновения. Если мы сумеем найти компромисс, то клиент останется доволен. Верно говорят: хорошую репутацию заработать долго, а потерять ее очень быстро. В этом наш принцип, и он помогает нам очень быстро установить доверие с новыми клиентами.
С людьми надо говорить о них и на их языке. Новые клиенты приходят к нам в основном по рекомендациям, но даже в этом случае они имеют право нам не доверять. Мы должны показать, что заслуживаем доверие. Финансы — это всегда болезненное, сложное доверие. И нам нужно его заработать.
Какие ценности Вы прививаете своим сотрудникам в аутсорсинговой компании?
Взрослым сложно привить новые ценности, каждый приходит в команду уже со своим уровнем воспитания и определенным набором ценностей. На собственном опыте я могу показать своим сотрудникам, что для меня ценно, например, спокойная и ровная коммуникация в коллективе и то, что мы друг другом дорожим, обмениваемся знаниями, приносим пользу. Культура моей компании строится на том, что мы эксперты и люди приходят к нам за нашей экспертностью. Мы берем на себя решение сложных финансовых и юридических вопросов наших клиентов, что приводит к стабильности их бизнесов. Мы помогаем им развиваться, и они смело могут на нас опереться.
Что Вы считаете самым важным для успешной бухгалтерской карьеры?
Брать на себя ответственность за свои решения. Я наблюдаю, что многие коллеги избегают ответственности. Как только вы берете на себя ответственность, клиенты это видят. И они понимают, что вы именно то плечо, на которое можно положиться. Ответственность всегда решает, кто вы — лидер или исполнитель.
Как Вам удается сохранять баланс между ведением бизнеса и личной жизнью?
Когда у тебя два бизнеса и больше 50 клиентов в работе, на личную жизнь остается не так много времени и она уходит на второй план. Начинающие предприниматели часто максимально концентрируются на своем бизнесе, и днем и ночью поддерживая коммуникацию, что обычно заканчивается выгоранием. Я стараюсь находить баланс, заниматься спортом, уделять больше внимания своему отдыху. Недавно я стала членом Опоры России и участвую в их общественных мероприятиях. Это дает мне дополнительное общение и понимание, что я приношу пользу не за деньги, а просто помогая людям с помощью благотворительности. Парадокс, но если помимо профессионального развития заниматься своим духовным миром, то и бизнес начинает масштабироваться и двигаться дальше.
Есть ли у Вас какая-то амбициозная цель или мечта? Чем она привлекательна для Вас?
Если говорить об амбициозных целях, то для меня это зарабатывать больше пяти миллионов рублей в месяц — на данном этапе это большая цель. А мечта — иметь большой дом с панорамными окнами, выходом в сад и уютными качелями, тихое и комфортное место для встреч с моими друзьями и близкими. Я пока не решила, где он будет находиться, но четко представляю себе его уют и атмосферу.
Сегодня Вы активно выступаете на радио, конференциях и форумах. Как публичные выступления помогают развивать Ваш бизнес?
Во-первых, узнаваемость. Клиенты приходят ко мне на консультацию, когда они обо мне что-то слышали, видели мои выступления, знают мою позицию, это помогает сформировать ко мне кредит доверия. Во-вторых, мне нравится общаться с интересными людьми, узнавать другие взгляды, привычки, другой уклад жизни. Такое взаимодействие обогащает, генерирует новую энергию, создает новые направления движения. Люди опыляются об людей, и все хорошее, что есть в других, начинает прорастать во мне.
Что ждать бизнесу в 2025 году от нового экономического и политического пространства Брикс и ШОС?
Исторически страны объединялись по принципам и интересам. Россия всегда была интересна благодаря своим ресурсам, возможностям и активным предложениям сотрудничества. В последние годы страну начали ограничивать, вынуждая искать новых партнеров. Сейчас ее особое внимание обращено на развивающиеся рынки, которые предоставляют новые возможности для экспорта и импорта.
Россия предложила им прозрачные условия взаимодействия, включая упрощение процедур ввоза и вывоза товаров. Чтобы избежать двойного налогообложения, разработана система, в которой налоговая служба РФ станет администратором платежных, таможенных и налоговых процессов. Это упростит сотрудничество и создаст единую структуру управления.
Для бизнеса это означает новые перспективы, особенно в рамках сотрудничества с БРИКС и ШОС. Эти рынки предоставляют доступ к уникальным товарам и услугам, что открывает новые источники дохода. Не нужно думать, что если у вас маленький бизнес, то вас не видят. Вас видят везде, а теперь будут видеть еще и в других странах. Работайте по закону, используйте новые возможности и выходите на международный уровень.
Ваши советы для предпринимателей, как выстроить эффективные взаимоотношения с государством?
Сегодня государство дает предпринимателям большие преференции, выделяются гранты, субсидии, которые помогают бизнесу развиваться. Воспринимайте государство как партнера, ведите себя честно по отношению к своему бизнесу, выстраивайте эффективные и взаимовыгодные отношения с государством и ваше предприятие будет расти.
Что бы Вы посоветовали начинающим предпринимателям, которые только начинают свой путь в бизнесе?
Уважать свои решения и помнить, что бизнес — это ваша ответственность. Даже если вы один в своем деле, вы все равно принимаете решения, от которых будут зависеть судьбы других людей.
Недавно я регистрировала ИП для практикующего психолога и коуча. Раньше она была самозанятой и боялась отчетности, что мешало ей развиваться. После перехода на другую форму работы она вдруг поняла, что дала работу бухгалтеру, банку, программистам, создающим ее ресурсы. Так что предпринимательство — это не только про развитие, но и про ответственность перед собой и другими.