Что сегодня движет рынком криптовалют
Стоимость главной криптовалюты — биткоина, а вместе с ним и других криптовалют, за небольшой период времени вновь выросла до своих исторических максимумов
Кандидат экономических наук, более 20 лет работы в финансовой сфере, сертифицированный риск-менеджер, квалифицированный инвестор, эксперт по вопросам функционирования финансовых рынков
Понятно, что давать оценки задним числом всегда проще, но для профессионалов это было вполне ожидаемо, как и сильный рост фондового рынка США и цен на драгоценные металлы, с учетом завершения ФРС США в июле прошлого года цикла регулярного повышения процентной ставки и достаточно сильных в последние месяцы ожиданий на рынке относительно возможного скорого понижения ставки. А доступность денег, как известно, в общем случае сильно влияет на готовность инвесторов вкладываться в рисковые активы, к которым относятся и криптовалюты.
Кроме того, за последнее десятилетие восприятие криптовалют в мире сильно изменилось, многие стали рассматривать их не просто как объект для спекуляций, а уже как полноценный инвестиционный актив и даже как защитный актив. Бурное развитие электронных валют в целом привело к тому, что многие инвесторы реально стали воспринимать криптовалюты как едва ли не альтернативу традиционной банковской и валютной системам. Это факт.
Данное обстоятельство ярко проявилось в период кризиса региональных банков США в марте 2023 года, когда на фоне их финансовых проблем инвесторы стали активно вкладываться в криптовалюты. Это отчетливо прослеживалось в росте цены биткоина и значения индекса CMC Crypto 200 на фоне падения рыночной капитализации финансовых учреждений.
И инвесторов не останавливает позиция властей многих стран, отрицательно относящихся к криптовалютам?
Политика государства в отношении криптовалют действительно сильно влияет на динамику их стоимости. Ключевой для криптоинвесторов является позиция финансовых властей США как страны с наиболее ликвидным рынком. Достаточно взглянуть на волатильность цен на криптовалюты в последние месяцы, связанную во многом с заявлениями различных официальных лиц в США относительно их взглядов на будущее криптовалют, которые нередко являются диаметрально противоположными. Прямо сейчас, кстати, этот фактор является одним из определяющих в ценообразовании. Участники рынка пытаются угадать вектор движения криптоиндустрии после ноября этого года и оценить связанные с этим инвестиционные риски.
Но если посмотреть в целом на реальные шаги со стороны властей различных стран, то глобального запретительного тренда пока все же не наблюдается. Наверное, вряд ли здесь будет показательным принятие в отдельных странах криптовалют в качестве законного средства платежа, как, например, в Сальвадоре, но определенные криптоинструменты постепенно, очень осторожно принимаются как на уровне финансовой индустрии, так и регулирующих органов.
Среди знаковых событий — одобрение ETF на криптовалюты со стороны SEC. Многие крупные финансовые институты, в том числе классические регулируемые биржи, с учетом отсутствия явного «красного света» для криптовалют поддерживают спрос на рынке и внедряют инструменты, основанные на криптовалютах. Например, фьючерсы на криптовалюты уже достаточно давно торгуются на одной из крупнейших мировых бирж деривативов CME. И здесь нет ничего удивительного, для финансовых институтов это возможность заработать. Пока рынок криптовалют — это еще рынок преимущественно розничных инвесторов, но институциональные инвесторы проявляют к нему все больше интереса.
Кроме того, финансовые власти многих стран способствуют развитию различных электронных валют. Активно продвигаются, в том числе и в России, вопросы внедрения так называемых цифровых валют центральных банков (CBDC). Многие страны, в том числе наши ближайшие соседи, например в Казахстане, создают определенную регуляторную среду для криптовалют. И хотя в соответствующих кейсах речь идет в основном не о ключевых децентрализованных криптовалютах, а о CBDC и стэйблкоинах, с учетом большей стабильности их цен, вовлеченность государства в мир электронных валют не может не оказывать влияния на восприятие и криптовалют.
Тогда почему во многих странах по-прежнему сохраняется явно выраженное отрицательное отношение к криптовалютам на официальном уровне, и криптоинструменты не появляются на биржах?
Здесь не все так просто. Электронные валюты, или как их еще называют, цифровые или виртуальные валюты, в том числе криптовалюты, могут сильно отличаться друг от друга по дизайну. Если валюты децентрализованы, то есть отсутствует контроль со стороны какого-то единого легального центра, то их использование, с одной стороны, открывает возможности в расчетах и инвестировании, с другой — создает риски в области AML/FT и системные риски, связанные с сопряжением расчетов в криптовалютах с денежной массой страны, актуальными для развивающихся экономик вопросами притока и оттока капитала и другими вопросами, имеющими значение с точки зрения финансовой стабильности. Непонятно, кто и как будет гарантировать платежи, что имеет место в отношении фиатных валют. Поэтому вполне логично, что власти никак не могут игнорировать данные вопросы.
Но ведь в отношении рисков в области AML/FT можно ввести требования об обязательной детальной идентификации владельцев криптовалют и плательщиков ими?
Да, и очевидно, что в случае повсеместного введения подобных требований, которые сейчас существуют на криптобиржах, определенная часть спроса на криптовалюты уйдет, что может сильно повлиять на цену валют. Но нельзя забывать, что анонимность — не единственная особенность децентрализованных валют. Есть еще возможность трансграничных расчетов, инвестирование и другие аспекты. Те же проблемные вопросы сопряжения с денежной массой и капиталом, гарантий в отношении валюты.
Кроме того, абсолютизация анонимности вряд ли является корректной. Те, кто знаком с миром криптовалют, прекрасно понимают, что, зная владельцев адресов или кошельков, не составит больших сложностей определить всю историю транзакций. В такой ситуации операции с криптовалютой становятся гораздо более прозрачными по сравнению с наличными деньгами и даже с операциями по банковским счетам.
Здесь наиболее проблематичными, на мой взгляд, будут организационные вопросы, связанные с порядком реализации политики KYC. Кто и как будет обеспечивать и верифицировать назначение платежей? И как будет происходить верификация самих владельцев, плательщиков и получателей на их соответствие загруженным документам, удостоверяющим личность? Это сложные вопросы.
А как же финансовые риски? Ведь высокая волатильность на рынке криптовалют может приводить к критическим убыткам для инвесторов. Почему это не останавливает их?
Безусловно, финансовые риски в случае с криптовалютами очень высоки. Добавляют российским инвесторам проблематики в текущих условиях еще и инфраструктурные и правовые риски. С другой стороны, если посмотреть на всю эту историю глазами профессиональных трейдеров и инвесторов, то риски операций с криптовалютами вряд ли выше рисков сделок с низколиквидными акциями или с деривативами, в базе которых находятся классические активы. Поэтому чтобы потерять все свои сбережения, необязательно вкладываться в криптовалюты, и даже не всегда нужен статус квалифицированного инвестора.
Кроме того, многое зависит от стратегии. Для дейтрейдеров, например, по большому счету может не иметь определяющего значения, чем торговать — акциями, нефтью или криптовалютами. В данной стратегии работают свои правила, которые обычному инвестору-«холдеру» даже не так-то просто объяснить, поскольку понимание этих правил требует навыков.
Ну и, конечно, вопрос потенциальной выгоды. Какие финансовые активы за прошедшие 10 лет дали такую же доходность как ключевые криптовалюты, которая измеряется десятками тысяч процентов? Здесь работает классическое правило на финансовом рынке: хочешь больше дохода — принимай более высокие риски. А большой доход хотят многие. И, к сожалению, далеко не всегда это профессионалы, которые понимают цену ошибки на крипторынке и умеют управлять рисками, в том числе диверсифицировать вложения. Это занятие не для рядового инвестора.
С учетом такой критичности управления рисками при инвестировании в криптовалюты и их высокой стоимости в настоящий момент, не является ли сейчас более перспективным менее рискованный майнинг?
Такой, если можно так выразиться, бизнес при определенных условиях действительно позволяет что-то зарабатывать на криптовалютах, минимизируя при этом риски владения криптовалютой объемом непосредственно добытых коинов. Но у него много своих нюансов. Что касается России, то надо понимать, что с учетом текущей стоимости электричества даже относительно высокая текущая цена криптовалют вряд ли оправдает затраты на покупку, ввод в эксплуатацию и обслуживание оборудования.
В городских квартирах с учетом расценок на электричество такой бизнес вообще малореален. Да и не думаю, что соседям понравится шум, издаваемый майнерами, и никакие популярные на рынке шумбоксы его полностью не нивелируют. За пределами же городов даже более низкая цена электричества на оптимальном из имеющихся в настоящее время устройстве, в части соотношения потребления электричества к мощности добычи, вряд ли обеспечит устраивающую инвестора отдачу на вложенные средства.
При этом необходимо учитывать еще и стоимость такого оборудования (один современный аппарат — больше 500 тысяч рублей), его мощность, которая потребует вложений в электропроводку и шумопоглощающие материалы и получения необходимых разрешений от властей, периодические происходящие отключения электричества в регионах, необходимость оформления данной деятельности и уплаты налогов, ремонта и обслуживания оборудования и многие другие нюансы, в том числе позицию государства в отношении такого бизнеса. Не говоря уже о риске снижения цены добытой криптовалюты.
Поэтому фактически всеми этими факторами перспективы легального майнинга в России, на мой взгляд, в настоящее время сводятся на нет. Существует множество гораздо более экономически интересных и перспективных альтернатив.
И последнее — как Вы относитесь к популярному сейчас игровому проекту Hamster Kombat и другим подобным проектам, где миллионы людей по всему миру днем и ночью добывают монеты в различных приложениях в расчете на получение достойного эквивалента в криптовалюте?
Соглашусь, это все выглядит сейчас как некое массовое помешательство, поскольку элементарная арифметика говорит о том, что при десятках миллионов активных участников таких игр и небезграничных финансовых возможностях организаторов таких проектов затраты времени не окупятся. Поэтому не спать ночью, заставляя своего электронного питомца майнить дополнительные монеты, это, наверное, не очень понятное мне решение с точки зрения экономической выгоды и даже здоровья. А вкладывать в такие проекты еще и свои средства, где это предусмотрено, для меня лично, например, выглядит еще более непонятным мероприятием.
Но подобные проекты интересны с точки зрения развития криптоиндустрии. Проекты авторитетных на рынке организаторов, как правило, связаны с крупнейшими криптобиржами, и в отношении соответствующих валют на них задействуются механизмы премаркета и ICO. В этом смысле это уже не просто забавное управление электронным питомцем, а неотъемлемая часть современного крипторынка во всем его многообразии.
Рекомендаций здесь быть не может. Каждый решает для себя сам, взвешивая свои возможности, риски и потенциальные выгоды в рамках правового поля. Но знать, как работают такие проекты и как они связаны с размещением, обращением и ценообразованием на криптовалюты, на мой взгляд, для участников рынка — это вопрос профессионализма.