ГК Softline 2 декабря 2024

Как высокотехнологичные стартапы меняют рынок ИТ

О новых трендах в сфере высокотехнологичных стартапов рассказывает директор по развитию международного бизнеса ГК Softline Александр Рожков

Александр Рожков
Директор по развитию международного бизнеса ГК Softline

Александр отвечает за развитие бизнеса ГК Softline на дружественных рынках и реализацию экспортного потенциала как собственных продуктов, решений и сервисов ГК, так и решений отечественных вендоров

С каждым днем цифровые технологии все глубже проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня насчитывается несколько десятков прикладных направлений для высокотехнологичных стартапов (everything tech), с некоторыми из которых каждый из нас уже так или иначе сталкивался в повседневной жизни — среди них FinTech, EdTech, HealthTech, RetailTech и TravelTech. Одними из ключевых преимуществ стартапов являются их инновационность, гибкость и быстрый time-to-market. В отличие от традиционных подходов, нишевые стартапы, как правило, реализуют концепцию «лучший в своем классе» (best of breed), быстро переходя от стадии PoC/MVP к стадии готового рыночного продукта. 

Появление новых многообещающих направлений для стартапов

Есть ряд так называемых базовых (или сквозных) цифровых технологий, которые используются большинством стартапов, — это искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей, облачные вычисления, коммуникационные технологии, иммерсивные технологии, робототехника. С появлением дополнительных возможностей, таких как нанотехнологии, аддитивные технологии, носимые устройства, биометрия, цифровые двойники, 5G и квантовые технологии, спектр прикладных разработок стартапов существенно расширился. Кроме того, в дальнейшем будет появляться все больше инновационных разработок на стыке перечисленных технологий. Среди таких направлений можно назвать биофармацевтику, аддитивное производство, умные фермы и автономные системы.

M&A сделки бигтех-компаний в отношении нишевых стартапов

Выстраивая собственные цифровые экосистемы так называемые бигтех-компании, такие как Alphabet, Amazon, Microsoft и Apple, часто прибегают к инструментам неорганического роста, поглощая перспективные высокотехнологичные стартапы и инвестируя в них миллиарды долларов США. Например, Amazon за 25 лет осуществила 122 сделки по поглощению компаний, или около 5 сделок в год. Apple — 130 поглощений за 35 лет, или примерно 4 сделки в год. Но рекорд среди бигтех-компаний принадлежит Google — 271 поглощений за 22 года, или приблизительно 12 сделок в год. Нужно отметить, что в силу экономической и геополитической неопределенности в мире темпы сделок в последние годы замедлились, но увеличилось число так называемых мегасделок. Начиная с прошлого года произошел всплеск M&A сделок в сфере AI/GenAI.

Развитие партнерских отношений со стартапами

Благодаря широкому охвату цифровой аудитории и быстрой коммерциализации даже небольшие стартапы стали представлять серьезную конкуренцию крупным отраслевым игрокам. Наиболее показательные примеры: в финансовом секторе — цифровые банки и необанки, часто не имеющие своих офисов и банкоматных сетей; в ритейле — цифровые платформы e-commerce, не имеющие собственных сетей магазинов. Со временем у крупных индустриальных игроков пришло осознание того, что с цифровыми стартапами нужно не конкурировать, а создавать партнерские отношения. В результате такого сотрудничества появились соответствующие бизнес-модели (B2B2C, B2B2B, OEM, White Label) и инструменты (корпоративное венчурное финансирование, Open API, бизнес-инкубаторы и акселераторы).

Развитие национальных инновационных экосистем

Для многих стран мира цифровые технологии становятся одним из ключевых инструментов достижения технологического суверенитета и конкурентоспособности на международном рынке. Прорывные технологии в сфере здравоохранения, промышленности, розничной торговли и сельского хозяйства без преувеличения способствуют решению таких национальных задач, как здоровьесбережение, повышение производительности труда, создание высокотехнологичных рабочих мест и обеспечение продовольственной безопасности. Одним из наглядных показателей эффективности национальных инновационных экосистем является количество так называемых «единорогов». По данным НИУ ВШЭ, их число в мире приближается к 1 700, а больше всего «единорогов» в США и Китае, 781 и 350 соответственно. В Индонезии — 9 «единорогов», в ОАЭ — 5, в Саудовской Аравии — 3, в Узбекистане — 1. Поэтому практически все правительства отметились такими инициативами, как создание и масштабирование национальных стартап-экосистем, стимулирование их выхода на международные рынки, а также разработка долгосрочных национальных стратегий цифровой трансформации на основе использования цифровых технологий.

Региональные особенности цифровизации

Целевой цифровой ландшафт в разных регионах может отличаться в связи со спецификой той или иной территории. Это может быть связано как с климатическими условиями и социально-демографическими факторами, так и приоритетами по развитию тех или иных отраслей экономики. Например, власти Саудовской Аравии в целях экономической диверсификации и снижения зависимости от доходов нефти стимулируют инновации в E-commerce, EdTech, FinTech и HealthTech.

Основополагающим стратегическим документом этой страны является национальная программа Vision 2030. Аналогичная диверсифицированная модель экономики государства Оман воплощена в программе Oman Vision 2040. Государство стимулирует в том числе из бюджетных средств такие инициативы, как Oman Future Fund и National Initiative for AI. Среди приоритетных направлений развития экономики Омана — FinTech, E-commerce и CleanTech. В странах Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия и Вьетнам, большое внимание уделяют развитию логистики, TravelTech, AgTech, Smart City, экологии и возобновляемой энергетике.

Заключение

Если некоторое время назад в перспективные стартапы инвестировали главным образом венчурные фонды, то сегодня грань между венчурными, корпоративными и государственными инвестициями в инновации практически стирается. Учитывая, что далеко не все игроки располагают финансовыми возможностями по поглощению других компаний, рынок все равно адаптируется и находит инструменты для сотрудничества с инновационными компаниями. Например, правительства стимулируют сотрудничество с ними через институты развития, крупные софтверные компании и отраслевые игроки совершенствуют свои продукты и бизнес-процессы, привлекая нишевые компании на основе различных форматов технологических партнерств. Мы ожидаем, что интерес к инновациям и дальше будет только нарастать, поскольку они являются залогом поддержания конкурентоспособности сегодня и в будущем, как на уровне отдельного предприятия и отрасли, так и страны в целом на международной арене.