Антон Глушков прокомментировал ситуацию с мигрантами на стройках

«Иностранные работники должны работать там, где заключают трудовой договор» — президент НОСТРОЙ Антон Глушков

Минстрой России выступил с предложением разработать механизм закрепления иностранных работников за конкретным работодателем, который и пригласил их в Россию — в патенте на работу в России пропишут конкретную компанию, а не специализацию сотрудника, как сейчас. НОСТРОЙ в целом поддерживает данное предложение, поскольку это позволит защитить и интересы строительных компаний — работодателей.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков неоднократно на публичных мероприятиях заявлял, что без иностранной рабочей силы российские стройки пока обойтись не могут. Поскольку в последнее время наблюдается уменьшение иностранных работников из стран ЕАЭС и СНГ, то НОСТРОЙ изучает возможность привлечения рабочей силы из стран дальнего Зарубежья, в том числе, из Индии, Кубы и других стран. На этом фоне инициатива Минстроя России о закреплении иностранного работника за конкретной компанией, которая его и пригласила в страну, может расцениваться как попытка по наведению порядка в сфере трудовой миграции.

На обращение Агентства новостей «Строительный бизнес» с просьбой оценить данную инициативу, в НОСТРОЙ пояснили, что Национальное объединение строителей принимает активное участие в консультациях профильных комитетов и рабочих групп, в которых сейчас обсуждаются изменения в миграционное законодательство, и предложение Минстроя России НОСТРОЙ в целом  поддерживает.

«В последний год требования миграционного законодательства существенно ожесточились. В этой связи бОльшая часть нагрузки, связанной с появлением иностранного работника в России, ложится на работодателя. Затраты эти достаточно весомые, поэтому работодатель, конечно же, заинтересован c одной стороны, в соблюдении законодательства, с другой стороны, в гарантии возвратности этих инвестиций. Объем затрат на одного рабочего составляет порядка 200 — 250 тысяч рублей. Это большая сумма для любого работодателя, чтобы ей рисковать. И, конечно же, когда закон требует от работодателя соблюдения довольно жестких требований и официального трудоустройства иностранного работника в штат, работодателю нужно прогарантировать возвратность этих средств», — считает Антон Глушков.

Сейчас работодатель для привлечения иностранной рабочей силы, например, на строительство объектов, выезжает в страну пребывания потенциальных строителей, использует механизм централизованного отбора кадров, который предоставляет НОСТРОЙ, привозит работников на территорию Российской Федерации за свой счет, оформляет для них все документы, регистрирует, а через 2-3 месяца эти работники уходят в службы доставки или на другие места работы, и след их теряется. В итоге работодатели остаются с потраченными деньгами и без рабочих — на такую ситуацию, кстати сказать, неоднократно публично жаловались крупнейшие российские застройщики, а один из них даже пытался отбирать у работников паспорта, что совершенно незаконно. Чтобы этого не происходило, нужно изменить механизм привлечения трудовых мигрантов для работы в России — причем это касается не только стройки, но и сельского хозяйства, ЖКХ и т.д. Поэтому инициативу Минстроя России можно оценить как верную и своевременную. Кстати говоря, во многих странах существует именно такой «вахтовый» опыт привлечения трудовых мигрантов, а в законодательстве четко прописаны права и обязанности обеих сторон.

Речь идет не о каком-то «крепостном праве», как многие говорят в последнее время, а о цивилизованных взаимоотношениях работника и работодателя. Соответственно, если работодатель нанял работника, он несет за него полную ответственность, но на основе заключенного контракта. И этот контракт должны выполнять как работодатель, так и работник. Поэтому НОСТРОЙ считает необходимым привязать разрешение на работу и право пребывания в стране  к конкретному трудовому договору. Это позволит и защитить интересы работодателя, и навести порядок с иностранной рабочей силой.

На вопрос АНСБ, уменьшится ли в итоге отток иностранных работников со строительных площадок, президент НОСТРОЙ Антон Глушков ответил следующее:

— Предложение Минстроя России направлено не на то, чтобы сохранить количество мигрантов на стройке, а скорее на то, чтобы навести порядок и контроль за приехавшими иностранцами. Если иностранный рабочий при въезде в Россию заявляет, что он будет работать на стройках конкретного работодателя, то он и должен там работать. Если одна из сторон прекращает трудовые отношения, то мигранту необходимо вернуться на родину, и уже оттуда искать нового работодателя. В конце концов, когда мы с вами оформляем визы в другое государство, мы тоже указываем конкретную цель визита, и не можем ее потом менять. Это логичное и, на мой взгляд, не чрезмерное требование.

Напомним, что сегодня количество мигрантов в сфере строительства по различным оценкам составляет примерно 1 млн человек. При этом, по данным ФСБ за 2023 год, в России официально находились 7,7 млн трудовых мигрантов. Соответственно, 6,7 млн работают в других отраслях. При этом НОСТРОЙ не смог выявить каких-то статистически значимых чисел, которые бы подтверждали, что именно из строительства мигранты уходят в другие отрасли. Скорее, тут нужно говорить о том, что многие мигранты изначально принимают решение работать в других отраслях и до стройки просто не доезжают.