АФК «Система» 10 октября 2025

Какие финансовые инновации показали на «Финополис — 2025»

Финтех-активы АФК «Система» представили новые решения на форуме инновационных финансовых технологий

В рамках проводимого Банком России X Форума инновационных финансовых технологий «Финополис» финтех-компании из портфеля АФК «Система» представили новые разработки и решения, расширяющие возможности осуществления платежей и получения банковских карт.

Экосистемный банк, входящий в Группу АФК «Система», совместно с поставщиком кассовых решений CSI (Crystal Service Integration) первым в стране продемонстрировал прототип технологии оплаты цифровым рублем на кассах самообслуживания в торговых точках. В перспективе интеграция решений банка и партнера позволит подключить 170 тысяч кассовых рабочих мест и терминалов для самостоятельной оплаты покупок по всей России к оплате цифровым рублем.

«Цифровой рубль — это не просто еще один способ оплаты. Это новая, третья форма денег, которая сочетает в себе надежность традиционных денег и технологичность цифровых активов», — пояснил председатель правления МТС Банка Эдуард Иссопов.

Технологичный банк из портфеля корпорации вошел в число финансовых организаций, которые с августа 2023 года участвуют в пилотном проекте по внедрению цифрового рубля. В рамках пилота банк провел несколько тысяч операций в новой форме нацвалюты, успешно протестировал B2B-платежи в реальных цифровых рублях и в числе первых внедрил оплату ими с использованием универсального QR-кода. После завершения пилотирования планируется масштабировать проект, что сделает оплату QR-кодами доступной для всех клиентов банка.

Для совершения покупки на кассе самообслуживания с оплатой цифровым рублем нужно выбрать на экране соответствующую иконку, отсканировать сгенерированный системой QR-код через мобильное приложение банка и подтвердить операцию. Платеж осуществляется напрямую с кошелька цифрового рубля покупателя на кошелек цифрового рубля магазина в платформе Центрального банка России. Касса не хранит и не распознает никаких данных, а выступает исключительно в роли «транспорта», что обеспечивает безопасность, мгновенность и бесперебойность платежей. Вся операция — от сканирования QR-кода до получения чека — занимает несколько секунд.

На форуме также представили прототип технологии оплаты с помощью сим-карты со встроенной банковской картой. Такой симбиоз позволяет совершать транзакции в «одно касание» как с современного смартфона, так и с обычного мобильного телефона даже при отсутствии подключения к интернету, что делает бесконтактные платежи еще более доступными. В ближайшее время планируется запуск нового финтех-решения в пилотном режиме.

Инновация, стирающая границы между телекомом и банкингом, превращает привычную сим-карту в платежный инструмент, для которого не нужен пластиковый носитель, стикер на телефон или отдельное мобильное приложение. Технология представляет собой цифровую платежную капсулу, которая выглядит как обычная сим-карта. Физическое разделение сим-чипа и платежного элемента, предназначенного для банковских операций, обеспечивает высокий уровень безопасности. В корпус инновационной сим-карты встроены Bluetooth- и NFC-антенны, благодаря чему платить можно даже с устройства, в котором нет NFC-модуля для бесконтактной оплаты.  

Какие финансовые инновации показали на «Финополис — 2025»

В свою очередь, банк одного из крупнейших российских маркетплейсов, который входит в число активов АФК «Система», презентовал в ходе форума «Финополис» первый банкомат, выдающий дебетовые карты. Для этого в устройство были интегрированы дополнительный модуль хранения и выдачи пластиковых карт, а также программное обеспечение, которое помогает распознать авторизовавшегося клиента. Выпустить пластиковую карту через банкомат за несколько минут смогут зарегистрированные клиенты банка, прошедшие предварительную идентификацию. Это станет альтернативой доставке банковской карты курьером или в пункт выдачи заказов. Новый функционал будет внедрен на ряде банкоматов до конца 2025 года, а в следующем году планируется расширить его на всю сеть, которую дочерний банк маркетплейса развивает с июля, когда в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге были установлены первые устройства.

Как отмечал тогда гендиректор Ozon Fintech Ваэ Овасапян, «несмотря на высокий уровень развития онлайн-банкинга, части клиентов, которые используют наличные деньги, нужен оффлайн-контакт с банком».

Количество активных клиентов финтех-вертикали маркетплейса увеличилось на 43% и достигло 34,4 млн, а число операций по карте его собственного банка за пределами торговой онлайн-площадки превысило 55% по результатам 2-го квартала 2025 года.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше