Как Pre-IPO спасает технологический бизнес в России
Механизм pre-IPO является более гибким и доступным для молодых команд, нежели традиционное IPO
Ex-СМО «Сбер Бизнес Софт», «Риалвеба», ГК «Блондинка.Ру». 15 лет в маркетинге и e-com, автор-эксперт Forbes.
В последнее десятилетие IPO на российском рынке не так востребовано, как, например, в Америке. Если за рубежом заключают сотни сделок в год, то последний триумф на Московской бирже знаменуется скромной отметкой 9. В 2022 году первичный листинг получил лишь сервис аренды электросамокатов Whoosh, собрав 2,1 млрд рублей.
В 2023 году статистика сдвинулась с мертвой точки: сразу 8 компаний вышли на Мосбиржу. Среди них Астра, CarMoney и Генетико. По прогнозу Правительства и Банка России, ежегодный показатель публичных размещений к 2030 году должен достигнуть 15-20 сделок.
Механизм и мотивы IPO прозрачны. Чтобы масштабироваться и увеличить капитал, бизнесу нужен финансовый буст. Компания заходит на биржу и выпускает акции, купить которые в праве любой инвестор или фонд. Таким образом формируется рыночная стоимость эмитента — за счет роста спроса на ценные бумаги. И наоборот.
Практика показала, что торги эффективны не только внутри страны, но и от зарубежных инвесторов. В 2019 году HeadHunter отказалась от IPO на Мосбирже в пользу нью-йоркской NASDAQ. В ходе IPO сервис привлек $220 млн с капитализацией в $675 млн. Годом позднее Ozon благополучно завершил IPO одновременно на Nasdaq и Мосбирже с результатом в $1,2 млрд, которые ушли на развитие ритейлера.
Тем не менее, малому и среднему бизнесу выход на IPO остается затрудненным. Это связано, прежде всего, с большими затратами и долгим процессом на подготовку — от полугода до нескольких лет. За такой период может произойти все, что угодно: от кризиса и смены рыночной конъюнктуры до геополитических изменений.
Говоря о последнем событии, многим компаниям, российским в том числе, пришлось отменить запланированные IPO, потеряв львиную долю вложений.
«Совкомбанк» собирался выйти на IPO еще в 2013, но из года в год процесс оттягивали то турбулентность экономики, то слияния. Наконец, на банк обрушились санкции США, а затем Канады, Великобритании, Японии, Австралии и Евросоюза. Акции «Совкомбанка» на Мосбирже появились только в декабре прошлого года. Это было первым в России IPO эмитента под санкциями (11,5 млрд рублей).
С целью поддержать частный бизнес, в особенности технологический сектор, обедневший с уходом зарубежных игроков, появляется такой инструмент, как pre-IPO. Термин неформальный, но уже активно вошедший в обиход профессионального сообщества.
Pre-IPO — это шаг, по сути, предшествующий проведению IPO. Компания производит дополнительный выпуск акций, а инвестиционная платформа предлагает их своим пользователям. Отличие здесь в том, что ценные бумаги покупают до того момента, как бизнес станет публичным. Вся процедура проходит быстрее: в среднем можно управиться за 3-4 месяца. Сейчас молодые и перспективные команды на стадии становления могут привлекать средства на свое развитие коротким путем. Вдобавок ко всему, это хороший способ укрепить репутацию и заявить о себе.
Проведение Pre-IPO сопряжено с высокими рисками, но, за счет амбициозных целей бизнеса, который готовится выйти на биржу, предполагает и высокую доходность. Вместе с тем, многие российские инвесторы, ввиду ограничений, могут распоряжаться капиталом лишь в пределах страны — правда, выбор, куда вложиться весьма невелик. Поэтому быстрорастущие инноваторы составят на этом поле достойную конкуренцию Сберу, Газпрому и другим монополистам.
В качестве яркого примера успешного pre-IPO можно назвать Hyper. В 2023 году стартап, строящий сеть зарядных станций для электромобилей, разместила акции на платформе Zorko, официальном партнере Мосбиржи, и привлекла 127 млн рублей меньше чем за 2 месяца. По оценкам экспертов, к 2027 году Hyper будет зарабатывать 9,8 млрд при прибыли в 3,9 млрд рублей.
Вывод во этой истории прост: эволюционируй или умри. Механизм pre-IPO является более гибким и доступным для молодых команд, нежели традиционное IPO. Дополнительное финансирование и господдержка на ранних этапах формирования позволяет компаниям открывать новые возможности роста в условиях санкционного вакуума и верить в то, что технологический бизнес в России не пустой звук.
Не является индивидуальной финансовой или инвестиционной рекомендацией