ИИ и инвестиции в недвижимость: возможности, ограничения и реальность

ИИ в инвестициях: возможности и ограничения технологий при подборе недвижимости. Что умеют алгоритмы и почему инвестор все еще незаменим

Игорь Галузин
Основатель и генеральный директор агентства инвестиций в недвижимость Todayprice, создатель первого в мире приложения для флиппинга TodayFlip. Автор собственного онлайн-курса «Заработок на флиппинге»

С 2014 года предприниматель в области работы с недвижимостью, с 2019 года на рынке флиппинга

Согласно данным глобального опроса 2024 года, более 90% инвестиционных менеджеров либо уже используют, либо планируют использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) в своих инвестиционных процессах. Из них 54% уже внедрили ИИ в различные аспекты принятия решений. ИИ-инструменты возможно применять не только на фондовом рынке, но и в сфере недвижимости, в частности, поиска инвестиционно привлекательных объектов. Однако несмотря на быстрое развитие технологий, ожидания пока опережают реальность.

Что происходит на рынке

Сегодня в сегменте недвижимости появляются проекты, заявляющие об использовании ИИ для автоматического отбора перспективных объектов. Однако на практике такие системы пока не обеспечивают высокой точности или автономности принятия решений. В большинстве случаев речь идет не о полноценном искусственном интеллекте, а о скоринговых алгоритмах, которые осуществляют первичную фильтрацию лотов  по цене, локации, потенциальной доходности, типу жилья и другим параметрам.

Этот этап действительно экономит время инвестора, отсекая заведомо нерелевантные предложения. Но на этом возможности алгоритма заканчиваются и начинается то, что пока не поддается автоматизации.

Почему без человека пока не обойтись 

Недвижимость — крайне контекстный рынок. Даже в одном доме два идентичных по площади и планировке объекта могут иметь разную ликвидность и инвестиционную привлекательность. Причина в неформальных факторах, которые не попадают в цифровые модели. Нюансами вроде чистоты подъезда и доброжелательности соседей определяется скорость продажи и итоговая доходность. Пока проанализировать это ИИ не под силам. 

Как ИИ помогает уже сейчас

Несмотря на ограничения, ИИ и автоматизация в недвижимости уже выполняют важную функцию. Такие системы:

  • собирают и структурируют данные с разных площадок; 
  • формируют предварительный рейтинг объектов по заданным параметрам; 
  • выявляют повторяющиеся или фальшивые объявления;
  • анализируют изменения цен и динамику по району;
  • предоставляют сигналы для первичной оценки инвестиционного потенциала.

На практике ИИ помогает сформировать гипотезу: стоит ли обратить внимание на тот или иной лот. А вот подтверждение или опровержение этой гипотезы — задача эксперта.

Доступность технологий

Раньше подобные инструменты использовались преимущественно институциональными игроками (банками, инвест. фонды, девелоперы). Сейчас воспользоваться ИИ-инструментами может почти каждый. Более того, на рынке появляются платформы, которые интегрируют ИИ в процессы подбора и анализа объектов: от первичной фильтрации до расчета потенциальной доходности и оценки юридических рисков. Такие решения позволяют инвестору существенно экономить время на «ручной» анализ, повышая эффективность и снижая вероятность пропустить ценные предложения.

Что стоит учитывать инвестору

  1. Не полагайтесь исключительно на ИИ. Используйте несколько источников информации, чтобы проверить выводы, предложенные алгоритмами. 
  2. Привлекайте профессионалов. Для финальной оценки объекта, юридической проверки и подтверждения инвестиционной гипотезы стоит консультироваться с авторизованными специалистами — риэлторами, аналитиками, юристами. 
  3. Защищайте персональные данные. Не передавайте в публичные онлайн-сервисы и ИИ-инструменты личную информацию — такую как имя, возраст, контактные данные, финансовое состояние. Подобные платформы не всегда обеспечивают достаточный уровень безопасности, что может привести к утечке данных.
  4. Помните об ограничениях ИИ. Ни один алгоритм не может гарантировать точного прогноза в отношении финансовых рынков или поведения покупателей. 
Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше