Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы
Глава методического отдела детских садов Smile Fish о том, стоит ли отдавать ребенка в разновозрастную группу
Глава методического отдела крупнейшей сети частных детских садов Smile Fish. Управляет садами с 2011 года, владеет 8 садами (Москва, Хабаровск)
Согласно исследованию Анны Якшиной о разновозрастных группах в детских садах, российские родители редко выбирают такой формат обучения для своих детей. Данные Росстата показывают, что только 10% дошкольников — 646 700 детей — посещают такие группы. Для сравнения, в западных странах этот подход популярнее.
Мировая практика: опыт США и Европы
Так, в Германии разновозрастные группы, включающие детей от 3 до 6 лет, являются скорее обычной практикой. В США 75% групп в федеральной программе Head Start — разновозрастные и включают в себя детей 3-5 лет. В Швеции же только 6% приходится на одновозрастные группы, 51% — группы с разницей в 3 года и менее 43% — с разницей больше 3 лет.
Россия: традиционный подход
Большинство российских детских садов следует системе, где дети распределяются по пяти возрастным группам:
- 2-3 года,
- 3-4 года,
- 4-5 лет,
- 5-6 лет,
- 6-7 лет (подготовительная).
Многим родителям такой подход представляется привычным и безопасным.
Осознанные родители, интересующиеся детской психологией и педагогикой, рассматривают разные варианты дошкольного образования. Кто-то выбирает домашнее воспитание до школы, а кто-то ищет частные детские сады с современным подходом к системе развития.
Но все же большая часть российских родителей при выборе дошкольного учреждения придерживается устойчивого мнения, что ребенок должен находиться в обществе детей своего возраста.
Страхи и убеждения
Осуществляя свою деятельность «Услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста» с 1985 года в формате разновозрастных групп, в детских садах Smile Fish мы наработали большой опыт. Мы имеем немалое представление об организации пространства, где могут сосуществовать, а также гармонично развиваться дети от 1,5 до 7 лет.
Мы регулярно работаем с вопросами и возражениями, поэтому можем выделить основные убеждения родителей относительно посещения их детьми разновозрастных групп:
Маргарита Б., мама Миши (5 лет): «У малышей совсем другие интересы, игры, занятия».
Марина Г., мама Егора (6 лет): «Главное, чтобы не было перегибов и крайностей. Чтобы малыши не забирали все внимание и не препятствовали получению знаний. А дети постарше, наоборот, не мешали изучению младшими уже понятных им вещей».
По нашим наблюдениям, в большинстве случаев тревогу испытывают именно родители детей старшего возраста, переживая за развитие и коммуникацию детей-дошкольников.
Родители же малышей в меньшей степени имеют негативное мнение о том, что их ребенок будет находиться в обществе старших детей. А если и задают вопросы, то больше о безопасности своих чад в группе.
Анастасия М., мама Насти (4 года): «Не представляю, как воспитатели могут контролировать группу детей разного возраста, чтобы младшие не мешали старшим заниматься, а старшие не обижали малышей. Я, как мама двоих детей, 2 и 4 года, могу сказать, что дома их сложно контролировать. Сплошные конфликты, а в саду-то их куда больше».
А из такого мнения можно сделать вывод, что родители двух и более детей, сталкиваясь со сложностью воспитания детей разного возраста внутри семьи, переносят эту проекцию на деятельность детского сада. Они не представляют, как успешно организовать процесс взаимодействия внутри коллектива детей разного возраста, уровня развития и интересов.
«Старшим будет недостаточно внимания от воспитателей»
Практика демонстрирует, что разновозрастные группы могут способствовать улучшению социализации детей.
Во взрослой жизни мы ежедневно строим взаимоотношения с различными людьми: разных возрастов, уровня образования, мировоззрения и т.п. Коллектив детей разного возраста как раз таки представляет собой ту здоровую, живую социальную систему, где ребенок может обрести различный опыт общения и построения отношений, не ограничиваясь ровесниками. Да, дети могут получить такую практику на детских площадках, в игровых комнатах, в гостях и т.д. Но полноценный опыт устойчивых и продолжительных отношений может быть выстроен только в постоянном коллективе. Например, в детском саду.
Это коллектив, где все разные. Дети учатся подстраиваться, уступать, развивать в себе лидерские качества, считаться с интересами другого, а где-то и отстаивать свою позицию. Все как большой в жизни. Таким образом, первый плюс разновозрастной группы — получение полноценного социального опыта.
«У старших произойдет откат в развитии»
Одной из ключевых целей посещения детьми детского сада является их развитие. При грамотной организации образовательного процесса в разновозрастных группах, дети могут получать полноценное развитие. Однако, это часто вызывает сомнения у родителей, беспокоящихся о качестве подготовки к школе.
Эффективная организация развивающей деятельности в разновозрастной группе включает два основных аспекта. Во-первых, необходимо продумать пространство сада с акцентом на безопасность и интересы детей. Должен быть разнообразный выбор игрушек и игр, чтобы каждый ребенок нашел себе занятие по душе.
Что касается занятий, важно делить детей на подгруппы по возрасту и уровню развития. В таких группах меньше детей, что позволяет воспитателям подходить к каждому индивидуально. Это способствует всестороннему развитию детей и укрепляет их взаимодействие.
Мария Г., мама Вовы (7 лет) и Ксюши (3 года): «В формате разновозрастной группы мне нравится миксование совместной деятельности и отдельные занятия по возрастным группам. Есть и то и другое. Это гибкий подход».
«Младшие будут мешать старшим в играх и на занятиях»
Второй важный аспект в организации развивающей деятельности в разновозрастной группе — это компетенция воспитателей и их заинтересованность в успехах детей. Важно, чтобы в группе были педагоги, владеющие методиками развития детей разных возрастов.
Подготовленные воспитатели должны уделять внимание не только содержанию занятий по определенной программе, но и преподносить материал в интересной игровой форме, на доступном для детей языке. Мы запоминаем то, что нам интересно. Так устроена наша психика. Точно так же у детей. Задача воспитателя — заинтересовать, деликатно вовлечь в процесс занятия каждого ребенка. Подать информацию так, чтобы она запомнилась.
Поэтому при выборе садика для ребенка в формате разновозрастной группы важно обратить внимание на то, как организован процесс обучения. Делят ли детей на подгруппы? Какие методики используют педагоги, чтобы детям нравились занятия, и они извлекали из них максимальную пользу?
«Младшим будет некомфортно, так как они не будут успевать за старшими»
Нельзя не отметить и скачок в развитии у малышей. Как быстро запускается и совершенствуется речь, приобретаются навыки самообслуживания, прекрасный аппетит, интерес к занятиям. Малыши приучаются к режиму дня и правилам садика.
Маленькие дети копируют поведение старших товарищей, которые уже все умеют и знают. Безусловно, это огромный плюс для детей младшего возраста:
Диана Ч., сын Лева (2 года): «Опыт посещения разновозрастной группы моим ребенком положительный. Мы посещаем садик с 1,9 лет. Когда только пришли, были самыми маленькими. Меня это немного насторожило, так как я переживала прежде всего за безопасность своего сына. Он был очень шустрый. Но на практике я убедилась, что он получает достаточное внимание и уход. Сын быстро привык к садику, очень быстро научился разговаривать. Что меня больше всего удивило, что он стал сам одеваться. Начал сам есть, хотя дома мы всегда его кормили. Да очень много разных умелок появилось. Я понимаю, что он все повторяет за старшими детьми. Даже не верится, как за такой быстрый промежуток времени мой малыш стал большим и самостоятельным».
«Старшие будут обижать младших»
Следующий плюс разновозрастной группы — это развитие эмоционального интеллекта. Старшие дети развивают эмпатию, учатся состраданию, проявляют теплые чувства к малышам и часто помогают им адаптироваться. Приобретается навык терпения и заботы.
Малыши же тянутся к старшим детям. Действительно, адаптация проходит быстрее и успешнее, когда рядом есть старший друг, который уверенно возьмет за руку и вовлечет в игру. И с капризами малыши справляются быстрее рядом со старшими, с которых они берут пример во всем.
Кристина А., сын Гриша (5 лет): «Я считаю, что наверное больше плюсов чем минусов. Мы начали ходить в сад летом, и дети были самые разные — и взрослые, и маленькие. Они смотрят друг на друга и учатся. Перенимают навыки у детей постарше и тянутся к маленьким, показывая таким образом, что я взрослый, сильный и помогу малышу».
Мария Г., мама Вовы (7 лет) и Ксюши (3 года): «Моей дочке с первого дня понравилась атмосфера в садике, воспитатели, ребята. Помогло еще и то, что с ней ходил в сад старший брат. Формат разновозрастной группы меня немного пугал. Но увидев, как ребята взаимодействуют друг с другом, как учатся старшие помогать младшим, а младшие тянутся за старшими — я вошла во вкус такого формата. Мой старший сын, будучи в старшей группе, прекрасно взаимодействовал с младшими и в нем даже более ярко проявилось такое качество, как забота о младшем товарище. А младшая тянется за старшим».
Родители с двумя и более детьми также оценивают удобство, так как братья и сестры могут оставаться вместе:
Алексей П., папа Степана (7 лет) и Вари (3 года): «Адаптация Вари проходила намного легче и быстрее, чем у Степы, и это скорее всего связано с тем, что брат был рядом. Так что для нас разновозрастная группа — это был плюс. Степе было интереснее со старшими детьми, а для Вари наличие родного человека рядом».
Выводы
Таким образом, организация системы разновозрастной группы напрямую зависит от специалистов, работающих в ней. Заинтересованный и грамотный педагог создает атмосферу в детском коллективе, где учит ребят взаимодействовать в нем.
Он всегда увидит, когда взрослые дети затеяли свою интересную игру. Поймет, когда пора увлечь малышей в другом пространстве, чтобы те не помешали старшим или какому ребенку на занятии лучше дать дополнительное задание, чтобы создать мотивацию. Как распределить роли в театральной постановке, чтобы даже самому маленькому актеру досталась важная роль цветочка или солнышка. А по утрам соберет всех ребят в круг доверия, где каждый ребенок сможет рассказать о самом важном и будет услышан.
Из вышеперечисленных аргументов, приведенных минусов и плюсов формата детской группы разновозрастного формата, можно сделать вывод, что наиболее важным фактором выбора детского сада для своего ребенка является не сам формат группы, а организация работы в нем. Грамотный подход к подбору и обучению сотрудников — важнейший элемент, обеспечивающий лучший результат работы детского дошкольного учреждения.