Лиды, коммуникации и аналитика с CRM для поставщика китайской спецтехники
Рассказываем, как с помощью CRM настроить рабочие процессы внутри команды, увеличить выручку и решить проблемы, с которыми ежедневно сталкивался отдел продаж
Задача:
Внедрить единую систему сбора заявок с удобными инструментами для выгрузки и обработки контактов, коммуникаций между менеджерами и клиентами.
Причина:
Необходимо было придать четкость и структурность рабочим процессам. Решить проблемы менеджеров, от которых напрямую зависела выручка компании: повторяющиеся задачи в работе, потеря контактов клиентов, запутанная система управления задачами, отсутствие четкой аналитики по продажам.
Для разработки правильной стратегии внедрения Битрикс24 необходимо было получить вводную информацию от клиента. Мы провели интервью и сделали первичную бизнес аналитику. Важно было узнать, какие каналы коммуникации с клиентами использует компания, из каких этапов состоит путь клиента к сделке, получить примерные сценарии работы по проектам, шаблоны документов.
Получив вводные данные, мы составили спецификацию с описанием работ, расчетом трудозатрат специалистов по каждой задаче и поэтапно спроектировали реализацию проекта.
Разделили работы на III части
I часть работ — техническая настройка системы по ранее согласованному с клиентом плану:
- Выяснение сценария работы отдела продаж.
- Настройка воронки лидов и сделки.
- Настройка организационной структуры + права доступа.
- Интеграция телефонии, WhatsApp — через wazzup, Telegram — через чат бота.
II часть работ — этап тесной коммуникации с клиентом и постоянной обратной связью, необходимой для проверки и корректировки каждого шага:
- Интеграция E-mail.
- Интеграция сайта на Тильде (передача данных с форм в Битрикс24).
- Интеграция Авито (чат с клиентом).
- Выгрузка базы с Excel файла.
- Формирование аналитики.
III часть — итоговые работы, выполняемые после внедрения всех доработок и правок:
- Формирование базы знаний с материалами по работе с системой Б24.
- Обучение сотрудников в формате zoom-встречи.
Формирование структуры компании
В структуру компании входят филиалы по всей России, и для удобства было принято решение построить структуру соответственно географическому признаку:
Такая структура компании позволила распределить права и доступы по всем требованиям безопасности и устоявшимся в компании рабочим процессам.
Выгрузка лидов и подготовка базы
Самым главным атрибутом работы продажников с клиентами во всех CRM системах являются лиды и сделки. Любая информация, достаточная для связи с клиентом, — это уже лид, который при правильной работе превращается в реальную сделку с клиентом:
Одна из особенностей проекта — предоставленная менеджерами база из 48 000 контактов с хаотичными и неполными данными из разных файлов Excel, что делало работу неудобной, медленной , несинхронизированной между менеджерами. Для загрузки в систему в формате карточек лида* информация была предоставлена некорректно и требовала доработки.
*Карточка лида — инструмент для эффективной работы менеджеров. В ней комплексно собрана информация по клиенту, этапам движения по воронке.
Для создания карточки лида столбцы с ФИО должны быть раздельными и корректно заполненными. Таблица не соответствовала требованиям, ее необходимо было подготовить к загрузке, внести правки и дополнить — кропотливая и трудоемкая задача, если делать это вручную.
Мы корректно подгрузили данные и контакты из таблицы превратились в лиды — полноценную и четко структурированную базу потенциальных и действующих клиентов. Менеджер может оставлять комментарии, ставить задачи для себя и коллег, звонить клиенту и прослушивать прошлые звонки. И все это, не выходя из карточки лида:
Правильная воронка сделок
Работы менеджеров на этом этапе: формирование и презентация коммерческого предложения, согласование договора, выставление счета и оплата, запуск проекта в работу. Все это можно отобразить в воронке сделок. По последовательно выстроенным этапам видны стадии, комментарии, изменения в стоимости и тд. Состав и очередность этапов были разработаны конкретно под бизнес-процессы клиента:
Мы настроили карточку сделки так, чтобы вся информация о лиде была собрана в одном месте и можно было ее использовать на разных этапах работы: формировать договора, счета и другие документы двумя нажатиями клавиш, добавлять в сделку любые товары из каталога, автоматизировать рутинные процессы и сценарии:
Настроили в карточке историю действий — чтобы менеджеры могли могли посмотреть информацию не только о клиенте, но и любую активность со сделкой. Все действия отображаются в истории и не могут быть удалены из CRM:
Система уведомлений
В помощь менеджерам и руководителям мы реализовали автоматизированную систему уведомлений: при создании любой сделки ответственному менеджеру приходит напоминание, которое деактивируется по факту выполнения задачи.
Как выглядят уведомления в CRM:
Если сделка более трех дней остается на одной стадии воронки, уведомление направляется руководителю ответственного менеджера с целью контроля «зависшей» сделки. При такой автоматизации ни одна сделка не останется в тени:
Оптимизация задач по аналитике
Внедренная нами аналитическая опция Битрикс24 оказалась особенно полезной. Основываясь на данных о конверсии, времени на заключение сделок, наиболее эффективных методах коммуникации с клиентами, можно совершенствовать стратегию .
Мы создали отчеты по аналитике, в которых можно увидеть всю работу отдела продаж и эффективность как компании, так и каждого менеджера в отдельности.
Внутри каждого отчета — красивые дашборды и таблицы с фильтрами и дополнительными настройками, позволяющие за несколько минут узнать информацию о рабочих процессах:
Эффективность менеджеров — ключевой показатель успешности отдела продаж. Настроенные отчеты позволяют как в графическом, так и в виде таблицы получить комплексную информацию о каждом менеджере. Это делает работу прозрачной, помогает руководителю отдела продаж принимать правильные управленческие решения и каждому менеджеру — выполнять свой план работ:
Каналы коммуникации
Клиенту необходимо было завести все коммуникации в одну систему, объединить в одном окне все каналы связи. Мы реализовали проект так, чтобы каждый сотрудник мог работать с почтой, WhatsApp, Телеграм, чатами в Авито — и все это не выходя из CRM.
Любое письмо из почты можно превратить в сделку или лид, прикрепить к уже созданным сделкам, назначить автоматическую синхронизацию всех писем к контакту или компании, что максимально облегчает работу менеджера с почтой:
Наш клиент работает и на площадке Авито. Любое обращение потенциальных покупателей в этом приложении появляется в контакт-центре у отдела продаж. Остается только ответить и довести сделку до конца:
Телефония
Все входящие и исходящие звонки записываются и прикрепляются к лидам, сделкам, компаниям, контактам. У сотрудников всегда есть возможность прослушать звонок и по итогу провести анализ ситуации.
Для интеграции выбрали виртуальную телефонию от Мегафон. Подключение достаточно простое: устанавливается приложение, подключается к АТС, настраивается и телефония готова к использованию:
Детализация звонков в системе:
График динамики звонков:
Интеграция сайта
Все оставленные на сайте контакты становятся в системе лидами, а сделанные заказы — сделками, что автоматизирует ручную работу и позволяет максимально быстро реагировать на заказы:
Внедрение CRM системы в жизнь компании
Для обучения сотрудников работе в CRM мы создали «Базу знаний» — виртуальное место, где собран материал для самообучения и инструкции по работе с системой.
База знаний также используется для сбора общей информации о правилах компании, регламентах, бизнес-процессах, как корпоративная библиотека:
После наполнения «Базы знаний» мы провели обучение на реальных примерах с интерактивным подходом. В процессе обучающей встречи создали реальные сделку/контакт/компанию/лид и совместно с сотрудниками компании проработали каждый этап и сценарий работ.
Усиленная структура, эффективные инструменты и аналитика помогли улучшить взаимодействие с клиентами, повысить производительность труда и увеличить объемы продаж клиента.
Интеграция CRM закрыла горячие потребности клиента. Как результат: Упорядочены и автоматизированы рабочие процессы. Исходная база импортирована из Excel и преобразована в карточки лида, грамотно и удобно настроена воронка сделок. Созданы отчеты по аналитике со срезами по работе отдела продаж и личной эффективности каждого менеджера. Настроена коммуникация с клиентами и коллегами в одном окне по разным каналам связи: Email, WhatsApp, Телеграм, чаты в Авито.