Доверяй, но проверяй: почему важно следить за наемными топ-менеджерами

Адвокат КА «Плесовских и партнеры» Милада Мараховская объясняет, как владельцам бизнеса грамотно выстраивать отношения с наемными управленцами

Более 20 лет работает в сфере корпоративного, договорного и административного права, специалист по гражданскому и арбитражному процессу, вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Нередко отношения «отцов-основателей» и владельцев бизнеса с наемным топ-менеджментом строятся на избыточном личном доверии. Из-за этого бенефициарам компаний бывает непросто выиграть дела у своих наемных сотрудников о взыскании убытков, причиненных их производствам.

Так, несколько лет назад владелец одной транспортной фирмы обнаружил, что его эффективно работающий коммерческий директор причинил ущерб компании на несколько десятков миллионов рублей. 

Юристы, отстаивавшие интересы организации как в гражданском, так и в уголовном процессах, столкнулись с рядом сложностей, которые мешали доказать вину топ-менеджера. Так, выяснилось, что в компании даже нет основополагающих локальных нормативных актов, регулирующих работу с товарно-материальными ценностями и внутреннюю трудовую дисциплину.

Топ-менеджера — расхитителя все же осудили по ч. 4 ст.160 УК и ст.165 УК, но разбирательство вышло длительным и трудозатратным. Поэтому, какой бы высокой ни была степень личного доверия к наемным сотрудникам, какими бы бизнес-качествами они не обладали, надо регламентировать их работу в компании, грамотно выстраивая документооборот касательно кадровых вопросов и тонкостей персональной ответственности работников.

Для приведения бизнеса во внутренне безопасное состояние необходимо:

  • заложить в устав компании ограничения по принятию решений наемным директором компании без согласования с ее участниками;
  • четко и подробно изложить права, должностные обязанности и полномочия в индивидуальных трудовых договорах;
  • максимально детализировать должностные инструкции;
  • регламентировать хранение корпоративных документов и печати (если имеется), а также процесс передачи товарно-материальных ценностей;
  • проверить, заключены ли договоры об индивидуальной материальной ответственности с работниками в соответствии с ч. 2 ст. 242 ТК и соответствующим постановлением Минтруда РФ;
  • определить перечь конфиденциальной информации (проверить, имеются ли соглашения о неразглашении и установлена ли ответственность за разглашение конфиденциальной информации);
  • решить с наемными директором и топ-менеджерами вопрос об установлении ограничений на работу по совместительству и занятие иной предпринимательской деятельностью;
  • регулярно проводить ревизии и независимый аудит;
  • делегировать вопросы подбора персонала профессионалам — рекрутинговым агентствам или HR-специалистам по подбору и управлению персоналом.