Единый щит безопасности: централизация систем в социальных учреждениях
Как централизация помогает учреждениям социальной сферы стать безопаснее
20 лет работы в сфере ИТ.Founder/CEO в SDS Fusion. Обеспечил физическую защищенность сотен объектов в сфере образования, здравоохранения,объектов Росатома, нефтегазового и промышленного сектора.
Современные социальные учреждения, будь то школы, больницы или детские сады, сталкиваются с растущей необходимостью обеспечения высокого уровня безопасности. Казалось бы, чем больше разных систем безопасности на объекте, тем лучше. Однако при большом количестве оборудования и систем не всегда понятно как этим управлять и какой системе отдать предпочтение в той или иной ситуации (например, при наличии трех систем оповещения для разных задач). Кроме этого, необходимо проводить качественное и полное обслуживание всех систем и быть уверенным в том, что они работают исправно и постоянно находятся в режиме готовности.
Проблемы контроля систем безопасности
Частая картина на многих объектах: в районе поста охраны на стене расположен «иконостас» систем безопасности. Системы противопожарной защиты, ГОЧС, антитеррор, видеонаблюдение, кнопка тревожной связи и проч. Нередко многие из этих систем не обслуживаются или обслуживаются некачественно. Следить за работоспособностью систем безопасности и контролировать качество обслуживания должен руководитель объекта, который несет персональную (то есть уголовную) ответственность.
Но нередко бывает так, что каналы связи не работают, а узнают об этом только тогда, когда получают официальное письмо от контролирующих органов (например, службы 112). И это не самый плохой вариант: хуже, когда о неполадках узнают слишком поздно, когда это уже приводит к серьезным последствиям или трагедии.
Именно для повышения защищенности объектов и нужна централизация системы по признакам и сценариям.
Единый инструмент управления для систем безопасности
В идеале на объектах должны быть централизованная консоль и дашборд системы мониторинга, в которых отображается работа систем безопасности.
Системы могут передавать различные параметры безопасности в систему мониторинга, а там уже данные представляются в нужном виде. Что получает специалист по безопасности? Он видит простые и понятные визуальные отчеты, которые «говорят» о работающих или отключенных системах. Показывают ошибки в работе систем, выдают соответствующие уведомления. Дополнительно могут предлагать сценарии решений, предоставлять контакты ответственных лиц подрядчиков, подгружать информацию по выполненному ТО, а также делать «выжимку» их актуальных договоров и предоставлять эти документы. Генерировать сводные отчеты по различным критериям. А при наличии собственных технических специалистов предоставлять возможность доступа в программное обеспечение оборудования.
Есть множество примеров, когда специалист по безопасности находится на одном объекте, а у него имеется целая филиальная сеть других или несколько зданий в рамках одной территории, района, города. В этом случае быстро получать информацию по инциденту — несомненное преимущество!
Рассмотрим пример: специалист по безопасности отвечает за 10 объектов образования на территории города. Физически он находится в главном здании организации. На остальных объектах ситуацию по безопасности контролируют охранники. На одном из объектов произошло оповещение по ГОЧС посредством блока сопряжения. Охранник не может внятно объяснить, что было озвучено в систему оповещения и какой порядок действий. В этом случае возникает сценарий, при котором транслируемое оповещение передается в виде звукового файла на централизованный сервер. И через собственный личный кабинет в системе мониторинга систем безопасности ответственный специалист из любой точки сможет узнать всю необходимую информацию.
С другой стороны, ровно так же обстоит дело с системой видеонаблюдения. Системы на объектах могут быть разных производителей, быть аналоговыми, гибридными и цифровыми. Для того, чтобы получить доступ к архивам, потребуется физически оказаться на этих объектах. Это несомненно занимает много времени.
Специалисты ряда компаний, например, решили задачу по доступу к различным системам в области безопасности и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и их контролю из единой консоли. Такие проекты являются интеграционными, так как слишком разная инфраструктура на объектах.
Такой дашборд позволяет специалистам моментально узнавать о проблемах на тех или иных объектах и сразу же на них реагировать. Кроме этого, по просьбе заказчика мы можем предоставить всю информацию о работе систем безопасности за определенный период времени в графике, в котором наглядно будет отражаться работоспособность каналов связи.
Как перейти на централизованное обслуживание систем безопасности
Но готовы ли социальные учреждения к переходу на централизованные системы безопасности? Социальные учреждения нуждаются в качественном, дешевом и современном подходе по обслуживанию систем безопасности. К сожалению, социальные организации, с одной стороны, не могут найти достаточное количество качественных специалистов в области систем безопасности и ИТ, а с другой, у них нет столько финансовых средств, чтобы внедрять дорогие информационные системы и аппаратные комплексы, а потом управлять ими.
По моему мнению, любая организация по умолчанию готова к переходу на централизованный мониторинг и обслуживание систем безопасности. В первую очередь, потребуется провести качественное обследование всех систем, определить ответственных за их обслуживание, собрать информацию о моделях оборудования, получить информацию о том, как работает то или иное оборудование и что конкретно хотел бы контролировать заказчик.
Далее специалисты помогут организовать защищенный централизованный доступ практически к любому оборудованию в общей или закрытой сети. Сделать возможным измерение таких параметров как: наличие электрического питания, сетевой активности, уровень влажности, вскрытие корпуса устройств, выполнить принудительную перезагрузку оборудования и проч. Предоставить защищенный удаленный доступ на автоматизированные рабочие места (компьютеры) и различные серверы. Все это предоставляется из единой защищенной консоли.
Финансовая составляющая при реализации централизованного доступа зависит исключительно от задач и инфраструктуры заказчика.
Техническая грамотность специалистов заказчика может быть не высокой, а также в организации может не быть ИТ-специалистов. Тогда специализированные компании будут готовы оказать качественные услуги по поддержанию работоспособности всего комплекса систем из единой консоли.
Таким образом, централизованная система безопасности — это не просто набор технологий, это новый подход к обеспечению безопасности. Она позволяет оптимизировать работу служб безопасности, повысить эффективность и снизить затраты. Переход на такую систему — это инвестиция в будущее, которая позволит создать безопасную и защищенную среду для сотрудников и посетителей социальных учреждений.