Голодный маркетинг: почему найти сотрудников все сложнее

Дефицит кадров заставляет бизнес прибегать к новым способам подбора людей

Светлана Ковалева
Основатель Студии экспертного контента, специалист по построению отделов контент-маркетинга. Построила 15 отделов, написала 300 статей и кейсов, выступила на 300+ конференциях.

Маркетолог с 15-летним стажем, сертифицированный коуч, эксперт по обучению «Яндекса», автор книги «Экспертный контент в маркетинге».

Кадровый голод в России не утоляется. Бизнесу не хватает прогрессивных специалистов в возрасте 25-35 лет, в некоторых сферах дефицит кадров особенно силен. О кадровом голоде в маркетинге рассуждает Светлана Ковалева.

Исследование рынка труда

По данным исследования 2023 года сервиса SuperJob 85% компаний испытывали кадровый голод. Недавно аналитический центр РАМУ/АКАР/АРИР опросил HR-специалистов и выяснил, что в компаниях чрезвычайно много вакантных мест в сфере маркетинга. 

По группе работ Client Service вакансии открыты в 81% опрошенных компаний. Еще  67% нуждаются в сотрудниках, участвующих в организации мероприятий. У 52% есть позиции в креативных работах и управлении проектами. 

Вакансии закрывают в среднем за 1-2 месяца (35%), но часто поиск подходящего кандидата растягивается до полугода (32%). При этом текучки кадров в маркетинге не наблюдается — сотрудники подолгу работают на своих местах, часто задерживаются на одном месте до 5 лет.

За хороших сотрудников сейчас приходится сражаться — увеличивать фонд оплаты труда, улучшать условия. Заказчиков построения отдела контент-маркетинга мне нередко приходится убеждать в том, что нужно повысить зарплатную вилку. Иначе найти опытного специалиста с нужными навыками почти невозможно. У меня бывало, что подходящего кандидата уже спустя сутки после хорошо выполненного тестового уводили в другую компанию. Нужно действовать быстро.

В чем проблема с наймом

Возьмем для примера контент-маркетолога. Это многофункциональный специалист: мыслит как маркетолог, пишет как редактор, оценивает результаты как аналитик. 

Все больше компаний обращаются к контент-маркетингу, он становится понятным и необходимым для бизнеса инструментом роста продаж. Но в то же время на таком гиганте как HH.ru до сих пор в классификации профессий нет контент-маркетолога. Приходится выбирать смежные специальности: PR-специалист, редактор, SMM-щик. 

На вакансии редко откликаются контент-маркетологи с опытом работы. Обычно в эту сферу приходят из разных профессий, связанных с контентом: журналисты, редакторы, копирайтеры, SMM-щики. Есть и совсем необычные, например, я нанимала на работу бывшего преподавателя банковского дела в вузе. Главное для работодателя — проверить, обладает ли кандидат необходимыми навыками.

Индустрия быстро меняется: технологии и новые тренды требуют от специалистов по маркетингу обновления навыков и знаний. Те, кто уже многое умеют, не согласны работать по низу рынка (и это справедливо). А новички не обладают нужными навыками. Что уж говорить про студентов, которых нужно с нуля учить азам работы с текстом — это возможно только в больших редакциях бренд-медиа. Собственник бизнеса или коммерческий директор точно не будут этим заниматься.

Как решить проблему с поиском сотрудника

Как новичку прийти в эту сферу, если опыта нет или он работал в смежных сферах? Вижу два варианта: 

  1. Обучение на курсах 
  2. Найм с наставничеством 

С первым все понятно — большинство крупных онлайн-школ обучают контент-маркетингу. Если нужен специалист, можно обратиться к ним за контактами выпускников. Но, во-первых, такие специалисты ищут занятость на фрилансе. Во-вторых, настраивать его работу придется самостоятельно, а значит и разбираться во всех тонкостях и процессах.

Наставничество же помогает не просто адаптировать сотрудника в новой компании, но и создать комфортный и продуктивный процесс работы. Когда контент-маркетологу понятны зоны ответственности, он может самостоятельно проявлять инициативу в рабочих задачах, выполнять их эффективнее и помогать компании достигать бизнес-целей. 

Контент-маркетолог Светлана, которую я помогла подобрать в агентство  Be digital, отметила что на старте очень помогают материалы по стратегии — дают структуру и прививают систему. Сотрудник сразу привыкает вести контент-план, прописывать логику презентаций и писать интересные аудитории тексты.

Найти лучших на рынке сотрудников сложно, дорого, но реально даже при дефиците кадров. Но главное — их удержать. И в этом очень помогают программы обучения и наставничества.