Как появилась услуга аренды автомобилей в СССР
Сегодня аренда автомобилей — привычное явление. Но знаете ли вы, что история автопроката в России началось еще в советское время? Краткий экскурс в прошлое
В компании АвтоРента с 2011 года, кандидат социологических наук
В последнее воскресение октября отмечается День автомобилиста, который был учрежден еще в СССР и назывался День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Сейчас с этим праздником может поздравить себя каждый, кто сидит за рулем. У кого нет собственного транспортного средства, сегодня может решить эту проблему, воспользовавшись сервисом проката автомобилей. Теперь вместо покупки машины можно арендовать автомобиль на любой срок. Активно развивается и аренда автомобилей для организаций: услуги по аренде автомобилей помогают оптимизировать затраты и сосредоточиться на главном. Имея за плечами более чем 23-летний опыт работы в этой сфере, компания «АвтоРента», безусловно, интересовалась историей развития нашей отрасли.
Мы привыкли считать аренду автомобилей новой услугой, пришедшей из-за рубежа уже в 90-ых, но мало кто знает, что в России ее история началась еще в советское время.
Впервые идея проката автомобилей для граждан была предложена еще в 1935 году в журнале «За рулем». В статье «Легковой автомобиль — в прокат трудящимся» автор выдвинул революционную идею: открыть сеть пунктов проката, где любой советский гражданин мог бы взять машину на несколько часов или дней. Тогда эта инициатива, увы, так и осталась на бумаге.
После войны тема проката автомобилей возродилась. Считается, ключевую роль в этом сыграл Никита Хрущев, вдохновленный американской системой аренды автомобилей во время своего визита в США. В 1956 году в Москве открылся первый пункт проката автомобилей, расположенный рядом с Киевским вокзалом. В нем было 27 автомобилей, среди которых были «Москвичи» и «Победы». Чуть позже появились более престижные модели, такие как «Волга» ГАЗ-21.
Прокат автомобилей в СССР воспринимался не просто как удобная услуга, а как социально-экономическое новшество, способное в разы сократить потребность страны в частных автомобилях. В этом, можно сказать, история перекликается с сегодняшним днем, когда водители берут авто в аренду на любой срок в автопарке рентных компаний.
В начале 1960-х годов аренда автомобилей в СССР пользовалась спросом, и ею могли воспользоваться жители 40 городов страны. В самой Москве в пунктах автопроката, носивших название «общие таксомоторные парки», количество арендных машин достигало почти 1000. Эта услуга была популярна как среди советских граждан, так и среди туристов из других стран.
Минимальная стоимость аренды начиналась от 90 копеек в сутки. Как и сейчас, стоимость зависела и от модели, и от срока аренды, и от предполагаемого пробега. Конечно, система советского каршеринга была далека от идеала: бюрократические сложности, необходимость в дополнительных справках и документах порой создавали трудности для клиентов. Сложности были и у арендодателей: проблемы с ремонтом и запчастями, неаккуратное отношение к чужому имуществу и пр. Несмотря на это, аренда автомобилей оставалась востребованной услугой.
После отставки Хрущева в 1964 году многие его инициативы, в том числе развитие автопроката, постепенно утратили актуальность. Со временем услуга проката автомобилей перешла в нишевую услугу для туристов. Тем не менее, идея каршеринга и аренды автомобилей была заложена именно в тот период.
После распада СССР в 1991 году рынок аренды автомобилей претерпел значительные изменения. Многие компании были приватизированы или ликвидированы. Немногим позже на российский рынок пришли иностранные компании, которые внесли свой вклад в развитие отрасли.
История проката автомобилей показывает, что эта услуга прошла долгий путь и является частью современной жизни. Кроме того, юридические лица так же стали активно пользоваться услугами аренды автомобилей для корпоративных целей.