Почему компаниям из Китая трудно вести бизнес в России: мнение юриста

Разбор реального кейса компании из Китая. Несколько советов российского юриста, чтобы облегчить деятельность китайского бизнеса в России.

Сергей Гаевский
Адвокат, управляющий партнер АБ «Гаевский и партнеры», член Совета МРО «Деловая Россия»

Юридический стаж — более 20 лет. Ключевые практики: банкротство и реструктуризация; корпоративное право и споры; налоговое право и споры; правовое сопровождение бизнеса

Тонкости перевода, различия и особенности правовых систем часто затрудняют деятельность китайского бизнеса в России. Обычно сложности возникают при ведении переговоров, оформлении и заключении сделок, судебной защите интересов компании. 

И тут важно не только правильно перевести содержание российского закона, но и уловить его смысл с учетом разъяснений закона и судебной практики. 

Так компания сможет добиваться защиты своих интересов в российских судах и применять специальные механизмы защиты в договорах. Это поможет максимально снизить риск возникновения убытков по сделкам.

Разберем на примере 

«Суйфэньхэсская торгово-экономическая компания «Дунсюй»» заключила договор поставки лесоматериалов с российским предпринимателем и перечислила ему аванс — 43,5 млн рублей. 

На эти деньги предприниматель приобрел производственную базу в Иркутской области. Предполагалось, что на ней он будет обрабатывать древесину и направлять китайскому контрагенту. 

С момента заключения договора прошло уже полтора года, но «Дунсюй» до сих пор не получила ни одной партии товара! Зато отдельные объекты производственной базы предприниматель уже продал третьему лицу.

В феврале 2023 года китайская компания обратилась в суд с просьбой наложить арест на имущество в качестве меры предварительного обеспечения требований о возврате аванса. То есть «Дунсюй» просила запретить предпринимателю продавать объекты производственной базы. Но суд отказал.

Дело в том, что «Дунсюй» в заявлении требовала от предпринимателя расторгнуть договор и вернуть неотработанный аванс, а истребуемые обеспечительные меры были направлены на запрет сделок с имуществом предпринимателя. 

Получается, обеспечительные меры никак не связаны с разрешением спора о расторжении договора и взыскании аванса. Именно поэтому суд отказал китайской компании.

Советы российского юриста

«Дунсюй» и другие китайские компании могут предотвратить подобные ситуации еще на этапе переговоров и составления договоров с российскими контрагентами. Для дополнительной защиты сторон от убытков законодательство России содержит различные способы обеспечения исполнения обязательств контрагентами. 

Например, ипотека — залог недвижимости. Применительно к нашему примеру стороны могли включить условие о залоге производственной базы в основной договор или заключить специальное соглашение об этом. Тогда производственная база как предприятие гарантировала бы исполнение обязательств российским предпринимателем, а в случае неисполнения заложенное имущество бы перешло в собственность «Дунсюй» и покрыло возможные убытки. 

В нынешнем положении «Дунсюй» нужно обращаться в суд с иском к предпринимателю о расторжении договора и взыскании аванса. В заявлении необходимо изложить свои доводы со ссылками на нормы российского законодательства и разъяснения высших судов с учетом судебной практики. Чтобы доводы организации были более убедительны для суда, нужно подготовить необходимые документы по сделкам и прикрепить их к заявлению.

Как подготовить иск в России, что в нем указать и на что ссылаться, как оформить сделки с российскими контрагентами, — лучше уточнять у российских юристов, специализирующихся на правовом сопровождении бизнеса. Это поможет предотвратить ошибки в переводе, толковании и применении норм российского законодательства по сделкам китайских компаний в России.