Дефицит кадров в логистической отрасли: актуальные решения и прогнозы
По данным сервисов по поиску работы, по итогам 2024 года логистическая отрасль остается в ТОПе отраслей с наибольшим дефицитом кадров
Отвечает за управление персоналом, принимает участие в бизнес-планировании и реализации кадровой стратегии компании.
Резкий дефицит кадров отмечался уже в начале 2024-го, как, на ваш взгляд, изменилась ситуация к концу года?
В течение 2023 года и с начала 2024 года мы буквально в режиме онлайн пересматривали зарплаты сотрудникам, стараясь оплачивать труд по ставке выше рыночной. Как итог, в настоящее время штат, например, водителей категории «E» практически полностью укомплектован. Тем не менее нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE») в отрасли ощущается остро.
Сама проблема кадрового дефицита по-прежнему продолжает быть актуальной для логистической отрасли, и в этом году она неизбежно сохранится. Дефицит касается и складского персонала всех уровней, прежде всего, линейного — водителей погрузчиков, приемосдатчиков, грузчиков и т.д.
Логистическая отрасль особенно чувствительна к дефициту линейного персонала. С начала года сроки закрытия вакансий по нему в нашей компании в среднем по России выросли на 30-40 %. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30-40%.
В настоящее время около 10% вакансий приходятся на приемосдатчиков и грузчиков.
Какие меры предпринимали в компании, чтобы соблюсти баланс между зарплатой и ситуацией на рынке?
Основной фокус в 2024 году был сосредоточен на удержании сотрудников. Как показывает опыт, повышение зарплаты не всегда является определяющим фактором для работника.
В декабре «Байкал Сервису» исполнилось 30 лет. И много сотрудников в нашей компании по всей стране работают не одно десятилетие. Многие стали руководителями с начальных позиций. И нам важно в текущих условиях сохранить сформированный годами коллектив.
Поэтому наряду с комфортными условиями работы и дружеской атмосферой в нашей компании существует возможность карьерного роста как вертикального, так и горизонтального.
У «Байкал Сервиса» 119 филиалов по всей стране, и сотрудники, в том числе склада, имеют возможность выстраивать свои карьерные траектории в рамках всей компании по всей стране. При этом мы организуем внутренние конкурсы, где поощряются лучшие сотрудники.
В нашей компании создан Учебный центр, который разрабатывает программы специально для сотрудников разных направлений: от грузчиков, приемосдатчиков до сотрудников офиса.
Для привлечения новых сотрудников мы используем комплексный подход: реферальные программы, программы наставничества, профессионального роста и развития. Например, реферальная программа «Приведи друга».
За новыми сотрудниками закрепляется наставник (его работа также оплачивается), процесс обучения проходит поэтапно, сначала работают на «лайтовых» участках, постепенно переходя к более трудоемкой работе. Обучение проходит на старте (сразу после приема на работу) для плавного введения в специальность, а также в процессе всей дальнейшей трудовой деятельности. Для сотрудников доступны онлайн и офлайн-курсы для дополнительного обучения и повышения квалификации. Непрерывность обучения позволяет своевременно обновлять и получать новые знания и навыки, при этом быстро адаптироваться к меняющимся потребностям компании и всей отрасли.
Помимо преференций для сотрудников сейчас мы работаем над новым кадровым проектом по расширению социального пакета, где будет не только заработная плата выше рынка, но и другие социальные привилегии (ДМС, компенсация расходов и др).
Учитывая уровень зарплат, который предлагался в 2024 году, пользовались ли соответствующие вакансии в отрасли повышенным спросом?
Несмотря на высокий уровень зарплат, вакансии повышенным спросом не пользуются. Конечно, легче привлекать персонал, когда оплата труда выше рынка. Но ситуация с оплатой труда очень динамична, и рынок труда остается рынком соискателей. Поэтому основная задача сейчас не просто привлечь персонал, а главное — его удержать.
Каковы прогнозы на 2025 год? Готовы ли работодатели к возможной «второй волне» турбулентности?
По нашим прогнозам, кадровый дефицит по всем направлениям логистики неизбежно продолжится в этом году. И в 2025 году кадровый голод, по всей вероятности, еще не достигнет своего пика.
На его фоне будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба», в отрасли, особенно среди водителей большегрузного транспорта. И текущем году может вырасти еще примерно на 30 %.