ЦПО групп 8 октября 2024

Сервис ЦБ РФ «Знай своего клиента»: зачем проверять контрагентов

От зеленого до красного: что значит быть в группе риска по версии Банка России? Рассказываем о сервисе для проверки контрагентов, который теперь открыт

Евгений Черменин
Заместитель директора ЦПО групп, руководитель практики энергетики

Специализируется на правовых вопросах в сфере энергетики, вопросах обязательственного и договорного права, защиты права собственности, судебном разрешении споров

Проверка контрагента — это один из ключевых элементов управления рисками в бизнесе. Она помогает минимизировать вероятность финансовых потерь, правовых последствий и репутационных рисков, связанных с недобросовестными или ненадежными партнерами.

В 2022 году начала работать платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России, которая позволяет кредитным организациям получать информацию о риске вовлеченности их клиентов (юридических лиц и ИП) в подозрительные операции. С 1 октября 2024 года к системе открыт общий доступ.

Подробнее о платформе

Сервис ежедневно оценивает банковские транзакции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, присваивая им уровень риска по трем категориям, аналогичным цветам светофора: 

  • зеленая для низкого риска;
  • желтая для среднего;
  • и красная для высокого. 

Чем выше риск, тем более строгий контроль за операциями. Клиентам из красной категории банки могут отказать в проведении операций, расторгнуть договоры или не заключать новые. При этом банки используют не только данные «светофора» от ЦБ, но также применяют свои внутренние правила для оценки риска клиентов.

Зачем бизнесу проверять партнеров

Кроме прочего, это нужно для обеспечения принципа должной осмотрительности при заключении сделок. Взаимодействие с партнером, отнесенным к группе высокого риска, небезопасно с точки зрения антиотмывочного законодательства. 

Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.

Официально принцип должной осмотрительности в законе не закреплен, Однако, учитывая требования статьи 54.1 НК РФ, рекомендации ФНС, а также практику по налоговым спорам, можно прийти к однозначному выводу: будущих партнеров нужно проверять. Отсутствие проявления предпринимателем должной осмотрительности при выборе контрагента на практике приводит к неблагоприятным последствиям. 

Приведем пример: компания заключила договор с контрагентом на определенную сумму, вычла эту сумму (расходы) из своих доходов, чтобы уменьшить налог, но оказалось, что контрагент никаких сведений об этой сделке в налоговую не подал. В таком случае, налоговая может начать подозревать, что компания выдумала сделку для «отмывания» финансов, что спровоцирует судебное разбирательство. Тогда, если компании не удастся доказать, что она сделала все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента, она будет признана виновной, так как не проявила должную осмотрительность при заключении договора, а соответственно должна выплатить сумму не уплаченного налога и накопившиеся пени.

С помощью сервиса ЦБ РФ предприниматель может проверить, находится ли компания или ИП, с которыми планируется сотрудничество, в высокой группе риска. Проверить можно и себя и если предприниматель не согласен с присвоенным ему высоким уровнем, он вправе обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре.

Предприниматели, которые не согласны с включением их в группу высокого риска и применением ограничений, могут обжаловать это решение в Межведомственной комиссии при Банке России. Банки не имеют права отказать в открытии счета или проведении операций юридическому лицу или ИП с низким уровнем риска, если их контрагент также является клиентом с низким риском. Также кредитная организация не может расторгнуть договор банковского счета с клиентом, отнесенным к «зеленой» группе.