«Формат кода» 18 октября 2023

Как была разработана система мониторинга гидроэлектростанций

Разработка ключевой информационной системы центра мониторинга для 70 объектов возобновляемой энергетики одного из крупных российских энергетических холдингов

Задача и причина

Задача:

На каждом объекте Клиента существуют собственные информационные системы, которые собирают данные о функционировании систем генерации: например, о частоте работы турбин, напряжении сети, информацию от температурных датчиков и т.д. Была поставлена задача создать центр мониторинга, который бы аккумулировал данные о состоянии функционирования и защищенности всех объектов Клиента.

Причина:

Необходимость оперативно отслеживать функционирование объектов, их защищенность, готовность к чрезвычайным ситуациям и уровень угроз.

Клиент — один из крупнейших российских энергетических холдингов. Компания объединяет более 70 объектов возобновляемой энергетики. В первую очередь это гидроэлектростанции.

Наша компания была выбрана в качестве подрядчика по разработке ключевой информационной системы центра мониторинга. Созданная высоконадежная система способна получать и обрабатывать большие объемы данных. Ключевыми вызовами проекта стали большие объемы и разноформатность данных, а также высочайшие требования к надежности системы.

 Основные функции системы центра мониторинга: 

  • сбор информации со всех объектов Клиента; 
  • визуализация полученных данных;
  • оповещения о выходе выбранных параметров за установленные рамки с возможностью запуска активностей по срабатыванию такого оповещения;
  • анализ массивов данных с использованием математических и статистических алгоритмов;
  • прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
Результат

Система собирает данные с датчиков, установленных на турбинах гидроэлектростанций. Информацию о частоте работы турбин, напряжении сети, температуре. Система структурирует, анализирует полученные данные и выдает информацию о выработанной мощности за месяц, год и пр. В основе лежат алгоритмы прогнозирования, позволяющие идентифицировать возможные поломки, планировать ремонт и обслуживание. Создана новостная лента на основе прогнозирования развития ЧС.