К 2030 году планируется подготовить порядка миллиона специалистов БАС

«Беспилотные авиационные системы» — один из молодых и перспективных национальных проектов, определяющий развитие беспилотной авиации России на ближайшие годы

Сергей Кожевников
Ректор ФГБОУ ДПО ИРПО

Ректор Института развития профессионального образования, с более чем десятилетним опытом руководства профильными государственными структурами в области развития технологий и системы СПО.

«Беспилотные авиационные системы» — один из молодых и перспективных национальных проектов, определяющий развитие беспилотной авиации России на ближайшие годы. О том, как будет развиваться этот проект, о появлении новых профессий, об интеграции БАС в систему образования страны, о подготовке кадров и обучении педагогов рассказывает ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников.

Сергей Михайлович, почти год назад мы стали свидетелями исторического события: в России была создана новая самостоятельная отрасль экономики, связанная с производством и использованием беспилотных авиасистем. Означает ли это, что БАС уже в ближайшее время будут неотъемлемой частью различных сфер деятельности человека?

История беспилотной авиации в России началась достаточно давно, более 10 лет назад, а системная работа по поддержке разработчиков беспилотных технологий ведется с 2010 года. В последние годы было создано огромное количество таких аппаратов с различными сценариями их применения, так что, по сути, БАС уже стали частью нашей реальности.  Сегодня они используются в различных отраслях: например, для инспекции состояния энергосетей и выявления повреждений, в сфере картографии, геодезии, экологического контроля, в сельском хозяйстве, строительном надзоре, доставке грузов в труднодоступные месте, актуализации геопространственных баз данных, выполнении задач национальной безопасности и так далее.

По поручению Президента Российской Федерации была разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года. Институт развития профессионального образования активно включен в реализацию федерального проекта «Кадры для БАС». Расскажите, пожалуйста, об этом направлении работы.

В рамках федерального проекта «Кадры для БАС» в этом году мы разработали программу «Практическая подготовка педагогических работников в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем». Эта программа получила положительную рецензию от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). В этом году мы реализуем программу совместно с нашим партнером — Федерацией гонок дронов России. Со своей стороны коллеги тоже сделали большой вклад в эту программу.

С начала 2024 года мы занимаемся обучением (переподготовкой) педагогов школ и колледжей, в которых создана инфраструктура для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации БАС.

Особое внимание в рамках обучения уделяется практической подготовке, так как беспилотные авиационные системы имеют очень прикладной, практико-ориентированный характер. Нам важно, чтобы каждый педагог, который в дальнейшем будет готовить кадры, прочувствовал на себе все нюансы, связанные со спецификой данной отрасли.

Практическая часть обучения разделена на два потока, так как речь идет о переподготовке большого количества педагогов — 2,5 тыс. человек. В мае-июне этого года квалификацию «Педагог дополнительного образования в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем» уже получили 1022 педагога.

Второй поток практического обучения стартовал в сентябре. Участие в образовательной программе, которая продлится до конца ноября, принимают более 1600 человек.

К 2030 году планируется подготовить порядка миллиона специалистов БАС

Как строится учебный процесс?

Весь курс обучения рассчитан на 268 академических часов. Из них теории посвящено 78 часов, а практике уделено особое внимание — 190 часов.

Во время практической очной части обучения педагоги осваивают ключевые навыки: настройку радиоаппаратуры и рейтов, сборку и разборку БАС, пайку, программирование дронов, подготовку на симуляторах и, конечно же, подготовку к полетам и сами полеты на БАС разных типов. Также педагоги учатся разрешать внештатные ситуации и готовятся к прохождению гоночных испытаний.

Занятия проходят в шести регионах России на базе «сертифицированных центров», оборудованных необходимой инфраструктурой, в Калужской, Ульяновской, Свердловской областях, Чеченской Республике, Республике Татарстан и Хабаровском крае.

Наибольшее количество педагогов проходит обучение в Калужской области, в Федеральном технопарке профессионального образования, который является филиалом Института развития профессионального образования, одна из лабораторий которого оснащена высокотехнологичным оборудованием в сфере БАС — Лаборатория беспилотных летательных аппаратов. Там представлен большой парк как образовательных, так и промышленных дронов, включая беспилотники самолетного типа.

Кроме того, в этом году мы совместно с Федерацией и профильными авиационными колледжами разработали вспомогательные методические материалы по различным модулям обучения в сфере БАС, а также примерные образовательные программы дополнительного образования для педагогов школ и колледжей.

Сергей Михайлович, какие показатели достигнуты сегодня и каких результатов планируется достичь к 2030 году? 

Прежде чем говорить о цифрах, я хочу обратить внимание на то, что федеральный проект «Кадры для БАС» — это прежде всего проект, направленный на создание пула специалистов нового формата — квалифицированных педагогов, всесторонне подготовленных и в теории, и в практической деятельности. Это, как говорят в спорте, «играющие тренеры», которые знают все нюансы работы с БАС и могут научить им школьников и студентов. Именно такие люди должны работать с молодыми людьми, заинтересовывать их, обучать новым технологиям, развивать суверенную систему образования нашей страны и совершенствовать образовательный процесс. У нашего Института есть все необходимые ресурсы, чтобы решить эту задачу и обеспечить качественную подготовку специалистов на всех уровнях. Благодаря нашей программе обучения педагоги школ и колледжей не только сами научатся программировать беспилотные аппараты и управлять ими, но и смогут передавать знания своим ученикам — школьниками и студентам. 
С каждым годом показатели охвата регионов, образовательных организаций, педагогов и обучающихся должны расти. В этом году участниками Национального проекта «Беспилотные авиационные системы» стали 553 образовательных организации из 30 субъектов Российской Федерации, из которых 30 колледжей и 523 школы. Сегодня мы охватили 30 регионов России, а через шесть лет к нам присоединятся представители всех регионов. К 2030 году в России планируется подготовить порядка миллиона специалистов по беспилотным авиационным системам.