Vtorion 23 сентября 2024

Сколько металлолома у россиян и кому он сегодня нужен

Кирилл Райченко, руководитель продуктового направления Vtorion, рассказал, как меняется культура обращения с бытовым ломом в России

Кирилл Райченко
Директор по продукту маркетплейса Vtorion

Эксперт в сфере оцифровки бизнеса и электронной коммерции с опытом более 10 лет. Мастер бизнес-администрирования (MBA), МГИМО МИД России

Россияне стали сдавать меньше металлолома. По информации отраслевой ассоциации «Руслом.ком», уровень ломосбора сейчас самый низкий за последние 25 лет. Чтобы увеличить объем сдаваемого лома, маркетплейс вторсырья Vtorion запустил для граждан пилотный цифровой проект, который превращает вывоз и утилизацию бытового металла в прозрачный процесс.

Кирилл Райченко, руководитель продуктового направления Vtorion, делится первыми результатами и объясняет, почему ломовикам стоит присмотреться к этому сегменту.

Кирилл, платформа Vtorion уже два года успешно работает с бизнес-аудиторией металлургов и переработчиков лома. Зачем вам население?

Vtorion помогает оценивать лом и упрощает его реализацию для юрлиц. Однако в стране существует большой рынок первичного лома физлиц — в районе 15 млн тонн в год, по оценке «Руслом.ком». Этот лом регулярно образуется, но до переработчиков — металлургических заводов — доходит крайне малая часть. В основном бытовой металл оседает в гаражах, на балконах, на дачных участках или на свалках. Частично это связано с тем, что у населения нет привычки сдавать и утилизировать металлические отходы.

Мы провели качественное исследование россиян в возрасте до 35 лет и посчитали, что в некоторых домохозяйствах образуется до 100 кг металлического мусора в год, но только половина респондентов когда-либо относила его в пункты приема. Тут есть понятные проблемы: нужен транспорт для доставки в пункт, большинство легальных площадок плохо адаптированы под прием у физлиц — им привычнее работать с крупными объемами от юрлиц и с предсказуемыми финансовыми потоками. Мероприятие по сдаче лома для рядового гражданина становится обременительным и невыгодным.

Мы решили протестировать идею выхода на рынок собственников лома и разработали сервис, стимулирующий людей избавляться от скопившихся отходов металлов, а не хранить их годами.

Польза такого проекта для населения понятна, а есть ли она для покупателей лома?

Vtorion как маркетплейс заинтересован в прямых сделках с короткой цепочкой перепродажи, то есть чтобы покупатели брали лом у первичных владельцев. Так, ломопереработчик может забрать лом у физлица или бесплатно (например, вывезти старую бытовую технику и расхламить его садовый участок) или купить гораздо дешевле, чем через посредников. Ведь поставщики закладывают свою маржу в стоимость сырья, и эта стоимость с каждым посредником возрастает.

Сколько металлолома у россиян и кому он сегодня нужен

Вы упомянули, что у населения образуется до 15 млн тонн лома. Откуда у обычных людей столько металла?

Лом образуется у людей в процессе жизни: ломается бытовая техника, ты меняешь машину, делаешь ремонт, участок разгребаешь. Проблема в том, что большая часть этого объема не попадает на переработку, а значит, усугубляет и экологическую ситуацию. Культура обращения с ломом в России недостаточно развита. Сейчас средняя доля российского ломосбора колеблется в районе 28–41% — против мирового показателя 52–90%, по данным «Руслом.ком».

Успешно работая с ломом от юрлиц, команда Vtorion решила выйти на категорию физлиц и посмотреть, какое решение нужно рынку.

Каковы первые результаты?

Пилот запустили в мае в Центральном регионе, и к августу произошло порядка 50 сделок. Сделками мы называем успешный вывоз лома у физического лица. Заявок на вывоз при этом было в два раза больше, но иногда возникали трудности: например, лом находился в не доступном для подъезда районе или далеко от компании, которая была заинтересована в его вывозе. Иногда лом не представлял ценности: если кто-то хотел сдать только чайник, за ним, конечно, никто не ехал.

Всего мы получили более 150 обращений от людей. Резюмируя цифры, можно утверждать, что физические лица заинтересованы в утилизации лома. Им важно, чтобы лом как сырье возвращался в хозяйственный оборот для последующей переплавки. Граждане готовы публиковать объявления на маркетплейсе и договариваться напрямую с водителями или ломозаготовителями о вывозе.

Как Vtorion привлекал население к использованию платформы?

Мы запустили тестовую рекламную кампанию онлайн, таргетировались на Москву и область. Интересно, что, помимо центра, получили много органических заявок из разных регионов. Это говорит о том, что у людей по всей стране есть потребность избавляться от лома быстро и экологично. 

Vtorion готов раскрывать услугу на регионы, если у нас там появятся партнеры. Здесь важно гарантировать пользователям вывоз и качество сервиса. Мы ожидаем следующий шаг от рынка и открыты к сотрудничеству с ломозаготовителями.

Пилотный запуск привел к каким-то неожиданным открытиям?

Интерес к заявкам от физлиц массово стали проявлять компании, которые занимаются утилизацией отходов, но не крупные сети ломовиков, как мы ожидали. То есть утилизаторы забирают лом у «физиков» и дальше продают ломовикам, но уже за другие деньги. Это говорит об упущенной выгоде: ломовик мог бы сам проехать по каким-то участкам и забрать лом, но вместо него это сделал кто-то другой — принял, рассортировал на черный и цветной лом, все эти кучки развез по приемкам и продал.

Как дальше будете развивать цифровой сервис для физических лиц?

Хотим развивать проект с пониманием, что он, скорее, востребован не у крупных ломовиков, а у категории, которая является поставщиками лома для них. Чтобы обслуживать заявки на вывоз лома у физлиц, Vtorion продолжит тестировать сервисные модели с утилизаторами и с гибкими логистическими партнерами.