Обзор инноваций в ДМС: от расчета стоимости до программ благополучия
Управляющий директор по добровольному медицинскому страхованию «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева рассказала о важных трендах и новых разработках в ДМС
Юлия отвечает за стратегическое развитие ДМС в компании. Имеет опыт руководства в медицинском стратапе и блоках страхового операционного обслуживания. Окончила РЭУ им Г. В. Плеханова
Управляющий директор по добровольному медицинскому страхованию «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева рассказала о важных трендах и новых разработках, которые будут полезны и компаниям, еще не имеющим опыта оформления ДМС для своих сотрудников, и HR специалистам — опытным пользователям ДМС.
Расскажите, пожалуйста, какие появились новые наработки в добровольном медицинском страховании?
Основных направлений три. Это новые цифровые решения, новые дополнения к традиционному «медицинскому» ДМС в сфере программ благополучия сотрудников и включение в программы новых медицинских технологий.
Перейдем к деталям. Первый вопрос, который, наверное, волнует многие компании, впервые оформляющие ДМС. Как можно оценить стоимость программ?
На самом деле это действительно интересный вопрос. Тарифы, конечно, существуют, но ДМС — это кастомизированные продукты, которые детально учитывают запросы компании. Практически каждая компания получает индивидуальный расчет.
Раньше этот расчет занимал много времени, требуя участия специалиста страховой компании. Однако мы только что разработали новый онлайн-калькулятор на нашем сайте, который позволяет клиентам самостоятельно и быстро узнать стоимость страхования. Инструмент основан на скоринговой модели, которую мы адаптировали для гибкой оценки. Честно скажу, что это было непростое решение. «Привычка» считать контракты индивидуально и с большой долей осторожности очень устоявшаяся.
Клиенты ценят удобство и простоту инструмента. Это особенно важно для тех компаний, который только начинает разбираться в возможностях ДМС.
Расскажите о других новых решениях, которые внедряются в страховые программы.
Одним из ключевых направлений стала интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в работу медицинских помощников, которые отвечают на обращения застрахованных пациентов в чате и колл-центре. ИИ позволяет ускорить обработку запросов клиентов, автоматизировать простейшие задачи и поддерживать врачей в подготовке точных и быстрых ответов. Например, он помогает предварительно оценивать состояние пациента на основе первичного заключения врача после очного приема. Этот подход значительно повышает эффективность: за последний год количество обращений через чаты медицинских помощников выросло на 30%, и текстовые каналы стали столь же популярны, как голосовые. Мы видим большой потенциал в развитии таких технологий.
Что касается инновационных направлений в части медицинских услуг, одно из них — генетические тесты, которые помогают персонализировать подход к лечению и профилактике. Это особенно важно для людей с наследственной предрасположенностью к определенным заболеваниям. Тесты помогают определить риски и своевременно принять меры. Философия нашей компании — предотвращение риска, превентивность, поэтому такое решение идеально ложится в канву наших программ медицинского страхования. Процесс максимально упрощен: пациент вызывает курьера, который забирает биоматериал, а результаты анализа и рекомендации предоставляются онлайн. Например, если тест выявляет риски эндокринных заболеваний, с пациентом свяжется эндокринолог для детальных рекомендаций.
Еще одно нововведение — цифровой телечекап. Это дистанционная диагностика, позволяющая сотрудникам проходить обследования с минимальными очными визитами. Пациент сначала консультируется с врачом онлайн, а затем получает индивидуальный план обследований. После сдачи анализов в ближайшей лаборатории врач расшифровывает результаты и дает рекомендации. Это экономит время пациента и сохраняет высокое качество диагностики.
Вы рассказали про изменения в ДМС. А как меняются требования клиентов?
ДМС по сути становится не просто инструментом обеспечения здоровья, но и важной частью корпоративной культуры, которая привлекает и удерживает талантливых специалистов.
Сейчас люди требуют не просто медицинской помощи, а комплексной поддержки, да и формат программ меняется. Это касается профилактики, эмоционального здоровья, общего благополучия.
Как я уже говорила, наша философия — не только помочь выздороветь, но и предупреждать появление заболеваний. Поэтому мы сделали акцент на программах благополучия, которые включают профилактику, поддержку ментального здоровья, физические активности.
А можете подробнее рассказать, что включает программа благополучия?
Конечно. Есть несколько ключевых направлений.
Физическое здоровье: это профилактические мероприятия, медицинские чекапы, дни здоровья и скрининги. Например, мы проводим дни здоровья прямо в офисах клиентов, где можно получить консультацию врачей, сдать анализы и пройти базовые исследования. Большой популярностью пользуется диагностика заболеваний кожи, особенно для крупных офисов. Мы видим, что среди 500 сотрудников офиса в среднем 200 человек проходят обследование, и всегда выявляется хотя бы одна серьезная проблема, требующая дальнейшей диагностики или лечения.
Ментальное здоровье: это психологические консультации, вебинары и тренинги, которые помогают справляться со стрессом, выгоранием и эмоциональной нестабильностью. Очень быстро растет интерес к поддержке ментального благополучия: вебинарам, мастер-классам, марафонам и очным встречам с психологами. В нашей группе компаний появился собственный стартап «Просебя», который взял на себя направление по ментальному здоровью и психологической поддержке сотрудников.
В блоке самопомощь есть тесты, короткие видео под запрос и различные практики для быстрой регуляции состояния. Мы понимаем, что не все люди готовы сразу обращаться за психологической помощью именно к специалисту. Во многих компаниях, с которыми мы общались, которые уже используют подобные сервисы, в среднем до 6% сотрудников обращается к психологу. Нашим приложением, именно из-за того, что там есть самопомощь, пользуются 30% сотрудников. На наш взгляд, это большая победа. Еще одна метрика, которой мы очень гордимся, это количество консультаций, которое проходит один человек. В среднем она составляет от 7 консультаций. То есть людям нравится, они находят своего специалиста, возвращаются и систематически занимаются своим состоянием.
Второе преимущество- развернутая аналитика для hr-ов отражающая также ментальный статус команды с индивидуальными треками рекомендаций от наших экспертов.
Приложение доступно для скачивания и физическим лицам: App Store, Google Play
Внедрение продукта мы начали с себя — все сотрудники нашей Группы используют это приложение. Сейчас это уже рыночная компания, есть крупные клиенты, которые приобрели «Просебя» для своих сотрудников.
Программы здорового образа жизни: мы видим огромный интерес к фитнесу, правильному питанию и спортивным мероприятиям. Например, популярны онлайн и офлайн тренировки, вебинары по ЗОЖ. Наше ключевое направление — это программы, основанные на принципах доказательной медицины, с глубоким профессиональным подходом: вместо блогеров или популяризаторов мы приглашаем специалистов высочайшего уровня. Например, если речь идет о лекциях про здоровье мозга, мы привлекаем только ученых с академическими знаниями.
Как клиенты воспринимают ваши инициативы?
Мы проводили опрос среди HR-директоров и выяснили, что многие даже не знали, что страховые компании могут предлагать такие программы. Это был для нас вызов, и мы активно работаем над информированием.
Сегодня более 80% наших клиентов запрашивают программы благополучия. Мы готовим их под потребности каждой компании: от небольших предприятий до крупных корпораций. Важно, чтобы решения были гибкими и доступными для разных групп сотрудников.
Если компания еще не внедряла программы благополучия, как ей приступить к такой задаче?
Для интеграции программ благополучия в корпоративные процессы мы всегда предлагаем кастомизированные решения, начиная с диагностики текущей ситуации: проводим аудит состояния здоровья коллектива, выявляем потребности в физической активности или ментальной поддержке. Далее разрабатываем конкретный план мероприятий, включая скрининги здоровья, вебинары, офлайн-тренировки, лекции и даже марафоны.
Какие планы у вашей компании на ближайшее будущее?
Первоочередной фокус будет на развитии технологий искусственного интеллекта (ИИ) для ускорения и упрощения внутренних процессов. Поначалу наши сотрудники были несколько насторожены из-за появления ИИ-помощников, но очень скоро результаты стали очевидны: высвобождается время для более глубокого и внимательного подхода к задачам, где требуется человеческое участие.
Это позволяет улучшить качество взаимодействия с нашими клиентами: повышается уровень эмпатии, а время обработки запросов заметно сокращается. В следующем году мы планируем сосредоточиться на дальнейшем развитии этого направления.
На протяжении года мы работали над внедрением новых инновационных методов анализа данных. Мы детально изучили нашу обширную базу, акцентируя внимание на нюансах, вплоть до специфики диагнозов. Такой подход открыл возможности для более персонализированных предложений и по программам добровольного медицинского страхования, и в разработке комплексных программ благополучия. Например, благодаря анализу данных о состоянии здоровья сотрудников разных отделений одного из наших ключевых клиентов, мы выявили скрытый тренд снижения работоспособности. Все просто: люди оказались катастрофически перегружены. После проведения управленческих изменений ситуация настолько улучшилась, что это сразу отразилось не только на росте работоспособности, но и на медицинской статистике. В следующем году мы продолжим работу с большими данными, для нас это стратегически важное направление.
Следующее направление — улучшением пользовательского опыта. Как я уже говорила, мы запустили онлайн-калькулятор для расчета программ страхования на сайте, а уже в декабре внедрим в нем ряд новых интересных функций. В следующем году мы планируем дальнейшее развитие этого инструмента, чтобы сделать его для клиентов еще более удобным.
Будут совершенствоваться диджитал-инструменты для наших клиентов, в том числе платформы для HR и мобильные приложения для застрахованных. В этом году мы обновили дизайн и функциональность приложений, добавив новые сервисы, которые упрощают использование программ ДМС. Нас очень мотивируют наши клиенты, они максимально требовательные, и при этом сами очень продвинуты в использовании технологичных решений!