На пути к мультимодальной логистике
На сессии «Цифровые решения для внутренней и международной логистики» обсудили существующие решения в области цифровизации мультимодальных перевозок
На пошедшей в рамках Восточного экономического форума сессии «Цифровые решения для внутренней и международной логистики» обсудили существующие решения в области цифровизации мультимодальных перевозок, а также наметили пути создания единой платформы транспортно-логистического комплекса, которая должна стать единым окном для всех участников рынка.
Российский транспортный бизнес давно и успешно инвестирует в цифровые решения, как для повышения эффективности и прозрачности, так и для увеличения безопасности и управления грузопотоками. Прошедшие 1,5 года показали, что именно «цифровой задел» прошедших лет стал «подушкой безопасности» для российского транспорта: позволил в кратчайшие сроки перестроиться, продолжить развитие, попутно решая вопросы импортонезависимости.
«Бесшовная грузовая логистика» является одним из основных направлений, которые реализуются Минтрансом в рамках стратегии цифровой трансформации отрасли. Заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов остановился на ряде ключевых проектов – использовании электронных навигационных пломб, а также системе электронной очереди, которая заработала с 1 сентября на трех пунктах пропуска — за первые 7 дней только на границе с Китаем этим сервисом воспользовались 679 грузовиков. Дмитрий Баканов также рассказал о развитии государственной информационной системы электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД, в которой уже сейчас можно оформлять 6 типов документов для автотранспорта. Со следующего года туда добавится и документы для осуществления морских перевозок.
«С 1 октября мы начинаем эксперимент по стыковке ГИС ЭПД с системой ЭТРАН. Это даст возможность оформлять мультимодальную перевозку между двумя видами транспорта – железнодорожным и автомобильным – в цифровом виде, без бумаги. До конца года этот эксперимент будет расширен на базе Дальневосточного морского торгового порта в части включения в систему морских документов», — сказал он.
По мнению Дмитрия Баканова, юридически значимый электронный документооборот – то, что позволит построить ядро дальнейшей мультимодальной логистики. «Сегодня наша основная задача – не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше и главное тут – от реализации монопроектов перейти к их комплексному использованию, системно увязав их между собой», — добавил он.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, у РЖД сегодня существует целый ряд проектов, реализуемых для грузовой логистики, при этом, компания старается предоставить клиентам все более комплексные и удобные услуги. Речь в первую очередь о системе ЭТРАН, к которой уже подключено 16 тысяч клиентов, а таже же системе ИНТЕРТРАН, которая позволяет значительно сократить время прохождения груза на всех этапах. Также Евгений Чаркин рассказал о системе смарт-контрактов, делающей взаимодействие со всеми участниками отрасли максимально прозрачным, и электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» — сейчас ей пользуется более 9 тысяч клиентов из 15 стран.
Говоря о ближайших планах, Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД планирует все больше использовать технологии искусственного интеллекта. «Мы считаем, что на горизонте до 2035 года в основе каждого бизнес-процесса компании будет стоять ИИ, который будет помогать нам принимать эффективные решения. Ключевые направления – это планирование и моделирование, анализ того, что происходит на инфраструктуре, для того чтобы перейти на предиктивную модель», - сказал Чаркин.
Вице-президент по информационным технологиям FESCO Дмитрий Суровец напомнил, что цифровая трансформация в компании началась более 5 лет назад. Результатом стало создание во Владивостокском морском торговом порту одной из самых инновационных систем информационной обработки в России. При этом компания готова делиться своими наработками со всеми участниками рынка. «Мы можем совместными усилиями создать некоторые пространство, в котором компании, партнеры и государство смогут взаимодействовать между собой. Мы здесь полностью открыты», — сказал Суровец.
По словам генерального директора Global Ports Альберта Лихолета, на протяжении последних 15 лет цифровые решения разрабатывались не системно и на рынке присутствует множество разрозненных информационных решений, многие из которых используют свои форматы, что кратно увеличивает затраты на интеграцию.
«Мы нуждаемся в создании единой цифровой платформы, единого подхода в области цифровой логистики, единой экосистемы, на базе которой можно развивать мультимодальные перевозки. Платформа должна создаваться под началом государства и быть равноудаленной от всех участников, чтобы обеспечить всем равные конкурентные условия», — сказал Лихолет.
Как и любая масштабная инновационная задача, создание транспортно-логистической платформы потребует не только новых цифровых решений, но и совершенствования правового регулирования. Как считает сенатор Артем Шейкин, главная задача, которую должна решать такая платформа — формирование единых стандартов, правил и требований для всех участников рынка. «Для этого, во-первых, нужно выявить и проанализировать те противоречия, которые сегодня есть в законодательстве. Затем нужно обеспечить функционирование этой платформы с учетом существующих норм, а также потребностей и интересов всех заинтересованных сторон. Ну а в-третьих– необходимо вовремя утвердить и принять законодательные акты. Главное — нужно сделать так, чтобы все эти пункты были синхронизированы», — сказал Шейкин.
По словам директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, на площадке Ассоциации уже давно обсуждается тема создания единой платформы, которая стала бы «одним окном» для всех участников рынка. «В том числе для решения этой задачи 4 года назад цифровыми лидерами отрасли была учреждена наша Ассоциация. Мы обсудили цели, задачи, архитектуру, направления и этапы создания такой платформы, сформировали пакет цифровых и нормативных инициатив. Все участники сошлись во мнении, что это должна быть государственная система, которая обеспечивала бы обмен юридически значимыми данными между бизнесом и государством. Мы провели опрос, чтобы узнать какие государственные сервисы необходимы для эффективного развития международных мультимодальных грузовых перевозок, и которые должны стать составной частью такой платформы. В топ-3 вошли: электронный документооборот на всех видах транспорта, единые стандарты информационного взаимодействия, системы мониторинга движения грузов», — рассказала Полина Давыдова.