Цифровизация обслуживания и ремонта повышает надежность оборудования
Все больше заказчиков задумываются о продлении срока эксплуатации оборудования, и поэтому роль сервиса растет
В 2023 году Мария стала директором по стратегическому развитию и трансформации «Систэм Электрик». В 2024 году назначена заместителем генерального директора по сервису
Как Вы оцениваете рынок сервиса сегодня? Какие тенденции наблюдаете?
С учетом текущей экономической ситуации, особенно стоимости кредитования для юридических лиц, можно сделать вывод о том, что рынок сервиса активно развивается. Все больше заказчиков задумываются о продлении срока эксплуатации оборудования, и поэтому роль сервиса растет.
Вопрос сокращения затрат актуален для любой организации. Эффективнее и экономически выгоднее заниматься обслуживанием оборудования, чем менять его каждые 5-10 лет. Предиктивное и профилактическое обслуживание — тренд нашего времени. Даже те компании, которые раньше занимались исключительно продажей электротехнических устройств, уже сейчас открывают сервисные центры или развивают свои, привлекают новых сотрудников, начинают задумываться о необходимости введения поддержки в режиме 24/7 для оперативного реагирования на запросы от службы эксплуатации потребителя.
Какие направления Вы считаете наиболее перспективными и насколько удается удовлетворить этот спрос?
Мы отмечаем тенденцию на необходимость повышения операционной эффективности оборудования, а также защиту критически важных систем от непредвиденных отказов.
Что хочет получить заказчик? Уверенность в том, что устройство будет работать без сбоев, долгосрочное сервисное обслуживание всей линейки оборудования на объектах, удаленный мониторинг, скорость реакции со стороны технических специалистов. Это те направления, над которыми мы сейчас активно работаем. Предоставляем гарантийное и постгарантийное обслуживание, обучение, цифровые сервисы, осуществляем модернизацию и восстановление оборудования.
Некоторые крупные компании в значительной степени оцифровали свои процессы, связанные с ТОиР. Как Вы учитываете это в Вашей работе?
Цифровизация процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) действительно становится ключевым направлением для крупных компаний, стремящихся повысить эффективность эксплуатации оборудования. Цифровые платформы помогают пользователям в автоматизации процессов ТОиР, обеспечивают мониторинг оборудования в реальном времени, осуществляют централизованное управление процессами.
Решения, которые предлагают российские компании, в том числе «Систэм Электрик», повышают прозрачность проведения ТОиР, помогая не только снизить операционные расходы в среднем на 30%, но и повысить надежность и срок службы оборудования. Сроки развертывания составляют не более 3-4 месяцев. Возможность предиктивной аналитики позволяет предсказать отказ оборудования и предотвратить аварийную ситуацию.
В России и странах СНГ установлен обширный парк оборудования Schneider Electric. Удается ли его обслуживать?
Это действительно так. Инсталлированная база Schneider Electric обширна, ведь первый проект компании на территории России был внедрен в далеком 1974 году на Самарском нефтеперерабатывающем заводе. В 2022 году «Систэм Электрик» официально стала единственным авторизованным сервисным центром обслуживания оборудования APC и Schneider Electric в России и Беларуси, который обеспечивает гарантийную и постгарантийную поддержку.
Самые востребованные решения — комплексный подход в работе с оборудованием на всех этапах его жизненного цикла. Например, экспертная поддержка 24/7, диагностика, комплексная модернизация, сервисы по энергоаудиту.
Работает ли «Систэм Электрик» с ЦОД? Как меняются требования к ЦОД, предъявляемые со стороны бизнеса?
Да, «Систэм Электрик» активно работает с центрами обработки данных (ЦОД), поскольку этот сегмент играет ключевую роль в современной экономике. Более того «Систэм Электрик» в 2024 году в очередной раз возглавила рейтинг вендоров инженерных решений для ЦОД. Требования, предъявляемые к ЦОД, возрастают. Мы понимаем, что надежность, энергоэффективность и масштабируемость инфраструктуры ЦОД — это критически важные аспекты для наших клиентов.
Одной из важных задач в этом направлении остается создание высоконадежной и устойчивой инфраструктуры, которая обеспечит бесперебойную работу ЦОД и снизит эксплуатационные затраты.
Ощущаете ли кадровый голод и как подходите к решению этой проблемы?
Безусловно, мы не стали исключением. В 2023 и 2024 годах мы достаточно остро испытали на себе дефицит высококвалифицированных кадров. Однако под конец прошлого года ситуация несколько выровнялась.
Для привлечения и развития сотрудников компании все чаще предоставляют возможность регулярно проходить обучение, подтверждать свои навыки и компетенции. Помимо образовательных проектов, в «Систэм Электрик» также разработаны программы карьерного роста, запущены новые обучающие проекты, которые позволяют членам команды стать высококвалифицированными специалистами в своей области, образовательные программы, направленные на управление здоровьем и благополучием сотрудников.
В чем видите наибольшие вызовы в 2025 году?
Основной прогноз на 2025 год — общее снижение покупательной способности, колебания курса рубля, кадровый дефицит и рост расходов на оплату труда, что позволяет говорить о сохранении конкуренции за кадры на уровне прошлого года.
Справиться с вызовами нам позволит взятый курс на непрерывное развитие сотрудников, работа над цифровизацией и оптимизацией бизнес-процессов, улучшением клиентского опыта, использование обратной связи от заказчика и трансформация процессов под меняющиеся требования.