О чем молчат юрфирмы: тонкости судебного PR и почему это не стыдно

Основатель агентства The Mellows Иван Пачко рассказал, что такое судебный PR, чем общественный резонанс помогает в гражданских делах и о чем молчат юрфирмы

Иван Пачко
Основатель и креативный директор коммуникационного агентства The Mellows

Лауреат творческой премии «Российской газеты». Основал собственное коммуникационное агентство, имеющее практику судебного PR и коммуникационной поддержки деловых споров с 2015 года. В прошлом — PR-консультант корпорации Cognitive Technologies, руководитель пресс-службы Агентства инноваций Москвы, консультант по PR и коммуникациям олимпийской сборной Швейцарии.

PR-коммуникация в юридической сфере считается одной из наиболее закрытых и сложных. Юрфирмы тщательно скрывают сотрудничество с агентствами с целью сохранить репутацию серьезной авторитетной организации. Однако профессионалу не составит труда увидеть по внешним признакам посредничество экспертов.

В статье раскрывается понятие судебного PR, его возможности и функции, а также причины, по которым юрфирмы молчат о своих партнерах.

Суть и сущность судебного PR

Судебный PR — это полноценное сопровождение ответчика или истца до, во время и после судебных процессов в топовых медиа, освещение ключевых судебных и досудебных процессов в СМИ, приглашение журналистов на заседания, отражение информационных атак оппонентов, организация специальных мероприятий и применение других медиа-инструментов.

Данный вид PR-коммуникации основывается на двух требованиях:

  1. Защищать репутацию клиента;
  2. Следить за тем, чтобы освещение его позиции в прессе было непредвзятым, какой бы авторитетным ни выглядела противоположная сторона. 

Например, кредиторы приводят крупную продовольственную компанию к банкротству. Перед агентством стоит задача не допустить лавину исков на досрочный возврат денежных средств по отсрочке поставленной продукции от всех партнеров этого магазина, которые могут поддаться истерии и сильнее погрузить заказчика в финансовые трудности. Компетентное агентство обладает всеми ресурсами и методами, чтобы нормализовать коммуникационную среду: успокоить местных поставщиков и сохранить репутацию фирмы, дав ей возможность выгодно перекредитоваться или реструктуризировать бизнес с тем, чтобы дальше она могла погасить долги.

Функции коммуникационного агентства в юрсфере

Стоит сразу понимать, что судебный PR — это не черный PR и не борьба компроматов; это формирование и управление мнениями аудитории за счет предоставления максимально полной картины происходящего. В данном случае не прибегают к манипуляции, прямому, динамичному воздействию на аудиторию. Фактически ей лишь дается пища для размышлений, аудиторию приглашают к диалогу, чтобы, например, проанализировать ряд реальных дополнительных доказательств. Это акт добровольной коммуникации для всех сторон. 

В юридической среде PR-агентства выполняют три ключевых функции:

  • Усиление юридической стратегии непосредственно во время процесса для обеспечения победы, снижая ущерб для репутации организации и конкретных лиц. Например, резкое акцентирование с помощью СМИ внимания на конкретные аспекты разворачивающегося процесса.
  • Усиление доказательной базы и ее эффективное распространение внутри целевых групп. Доказывание невиновности конкретного лица или организации, увеличение охвата с новостью о невиновности. 
  • Сохранение положительной репутации участника судебного процесса, а также обеспечение перспективы для развития карьеры заказчика после завершения PR-мероприятий. 

Эффективность судебного PR

В данной сфере работает только нативный, естественный контент, созданный так, чтобы его потребитель чувствовал уважение к себе, а также пользу и практическую применимость контента.

Эффективность профессиональных агентств состоит в том, что они совместно с клиентом создают качественный контент с нуля, выстраивают целые цепочки вдумчивых касаний до нужной аудитории, используя все инструменты PR: статьи и эфиры, пресс-конференции и интервью, партнерские программы и благотворительные акции. 

Причины молчания юридических компаний

Юридические фирмы никогда не раскроют факт своего сотрудничества с коммуникационным агентством. Однако люди, находящиеся в контексте данного вида услуг, моментально обнаружат, что дело ведет PR-компания. Среди признаков:

  • четкость и последовательность позиции юриста заказчика;
  • уровень СМИ и экспертов, которые подключатся к освещению тех или иных процессов.

С точки зрения деловой этики, открыто анонсировать участие в судебном процессе коммуникационного агентства не принято. По той же причине порой не принято афишировать привлечение на аутсорс точечных специалистов. Действительно, некоторые эксперты назовут это работой в «стелс-режиме». Однако нельзя причислить подобную деятельность к «серой» зоне, так как все виды реализуемой активности являются в полной мере легальными.