От замысла до продажи лицензии: как создать успешный проект в анимации

Для российских лицензиаров уход иностранных игроков открыл окно возможностей. Но, чтобы завоевать внимание производителей, нужно создать популярного персонажа

Сергей Морозов
Исполнительный продюсер студии «Клаксон Продакшн»

Начал работать заместителем генерального директора «Клаксон Продакшн» с момента создания компании в 2019 году. На данный момент совмещает с должностью исполнительного директора студии.

Как создавать коммерчески успешные анимационные проекты в новых условиях, рассказывает исполнительный продюсер студии «Клаксон Продакшн» Сергей Морозов. 

Как сейчас выглядит лицензионный рынок в России? Что на него влияет? 

Лицензионная индустрия в России формировалась под влиянием крупных международных игроков — Disney, Viacom, Hasbro, Mattel. Когда иностранные бренды ушли с российского рынка, отрасль стала трансформироваться. Если раньше отечественные лицензиары конкурировали с глобальными игроками, то сейчас основная борьба идет между локальными студиями. Развитие лицензионного рынка будет зависеть от появления новых популярных проектов. За последние 5-6 лет в России вышло порядка 70 анимационных сериалов, но далеко не все стали коммерчески успешными. 

Насколько высока конкуренция на лицензионном рынке? 

Анимационный рынок в России очень конкурентный. Значительную долю занимают компании с длительной историей, работающие более 10 лет, молодым студиям бывает сложно зайти на рынок. Поэтому необходимо еще до запуска проекта оценить его лицензионный потенциал, конкурентную среду, в которой придется работать. 

Как на старте оценить лицензионный потенциал анимационного проекта? 

В первую очередь, производители смотрят на узнаваемость и популярность бренда, которые «конвертируются» в любовь и желание покупать лицензионные товары. Они анализируют, на каких ТВ-каналах показывают мультсериал и как часто, есть ли показы в прайм-тайм, какие охваты аудитории. Важная метрика — представленность проекта на digital-площадках. Эти данные можно собрать, например, с помощью Mediascope или Яндекс.Вордстат. Конечно, в каждой компании есть лицо, которое принимает окончательное решение, и здесь большую роль играют субъективные факторы. 

Производители каких товаров или услуг чаще всего интересуются покупкой лицензий?

Как правило, сначала выходит печатная продукция, затем игрушки, а дальше — сладости, продукты питания и т.д. Есть производители, которые специализируются на покупке детских лицензий. Они — амбассадоры лицензионного рынка, которые тестируют анимационные проекты. Другие компании смотрят, как идет реализация продуктов, есть ли ажиотаж вокруг нового бренда, а затем принимают решение — стоит ли приобретать лицензию. 

Есть ли товарные категории, которые пока остаются в тени, но потенциально могли бы хорошо продаваться? 

Для каждого бренда есть свои перспективные категории. Например, когда мы создавали сериал «Ум и Хрум», то видели основным драйвером роста детские продукты питания: начиная от молочной продукции, напитков и заканчивая колбасными изделиями. 

Как создать персонажа, который будет интересен для лицензирования?  

Успех персонажа закладывается еще на стадии его продумывания. При разработке самое главное — оценить потенциал «играбельности», представить, как дети будут взаимодействовать с игрушкой. Если потенциал высокий, можно переходить к следующим этапам: выбирать целевую аудиторию, хронометраж, музыкальное сопровождение, актеров озвучивания. 

Какие ключевые элементы делают продукт успешным в сфере продажи лицензий?

С точки зрения бизнеса любой анимационный проект, который нацелен на получение прибыли, — игра вдолгую. Возможности его развития нужно оценивать на горизонте минимум пяти лет. Большое влияние на успешность оказывает регулярный выпуск новых серий. Если мульт-вселенная не будет постоянно пополняться новым контентом, зрители потеряют к ней интерес. 

Насколько анимационному проекту важно присутствовать и на телевидении, и на стриминговых платформах? 

Для того, чтобы быть интересным лицензиатам, проект должен быть популярным, присутствовать на максимально широком количестве площадок. С этой точки зрения медиадистрибуция имеет большое значение. 

Что еще можно сделать для продвижения своего анимационного проекта и лицензионных товаров? 

Возможность лицензиара продвигать продукты внутри собственных медиа интересна для покупателя лицензии. Например, когда выходит какой-то лицензионный продукт, мы делаем на него обзор в проекте «Песенки Фортуны». Дети видят, как игрушка выглядит на самом деле, а не на фотографии, что с ней можно интересно играть. Это влияет на принятие решения о покупке. При этом мы не даем ссылок, не призываем покупать товары, а нативно интегрируем их в контент и делаем игровые тесты. 

Расскажите про свой опыт продажи лицензии на героев студии «Клаксон Продакшн». С чего все начиналось?

Продажа любого мультсериала начинается с медиа-истории, поэтому сначала продаются медиаправа. Самой первой продажей лицензии в «Клаксон Продакшн» был проект «Команда Флоры» в 2021 году. Мы стартовали с канала «Карусель», основных VOD-площадок, YouTube-канала. Также проект вышел на основных российских онлайн-кинотеатрах: Иви, Кинопоиск, Okko. Главным успехом была продажа прав в Китай. В прошлом году мы завершили съемку второго сезона «Команды Флоры» и уже заключили сделку о продаже медиаправ на него в Китай. 

Какие еще проекты были реализованы «Клаксон Продакшн»?

В проекте «Ум и Хрум» первой была сделка с компанией «Лев», в рамках которой вышли книжки, раскраски. Затем сделки с компаниями  «Эсклюзивери» и «Играмир» по производству мягких игрушек с героями мультфильма. 

Так как «Ум и Хрум» — это мультфильм об осознанном потреблении, мы сразу планировали заключить сделку с крупным игроком на кондитерском рынке. Им стал «Конфитрейд» — один из лидеров рынка в сегменте кондитерских изделий. Сладости с Умом и Хрумом появятся на полках магазинов уже летом. Мы ожидаем, что эта сделка станет якорем для других товаропроизводителей, будет «драйверить» сотрудничество и по другим категориям. 

По «Уму и Хруму» также выпущена развивающая игра, которая учит детей правильно считать на английском языке, составлять слова. Разработкой занималась студия «1С Паблишинг». В течение примерно полугода мы вместе с разработчиками работали над внешним видом и репликами персонажей, продумывали музыкальное сопровождение, способы взаимодействия наших юных зрителей с героями мультфильма внутри игры. Релиз состоялся совсем недавно, и мы уверены, что игра будет популярной. 

Последний вопрос традиционный: какие у «Клаксон Продакшн» планы по дальнейшему продвижению лицензии?

Первое и основное — продолжать работу над созданием и развитием проектов. Мы работаем над их качеством, добавляем успешные элементы, убираем нерезультативные. Создаем музыкальные произведения: клипы, синглы на Яндекс.Музыке. Также работаем над тем, чтобы персонажи наших проектов были представлены в офлайн-среде: на полках магазинов, на мероприятиях. 

Планируем и разработку новых проектов, которые позволят студии расширить горизонты. Надеюсь, уже в скором времени мы анонсируем их. 

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше