Желания айтишников VS интересы компании: причины кадрового голода в IT
В последние годы российская IT-индустрия столкнулась с острой нехваткой специалистов — анализируем главные причины кризиса
По разным данным, дефицит оценивается от 500 тыс. до миллиона человек. При это онлайн-школы не испытывают недостатка в учениках — желающих сменить профессию с каждым годом становится все больше.
Валентина Циммер, HRD в IT-компании Outlines Tech, подробно рассказывает о ситуации на рынке труда и объясняет, почему, несмотря на нехватку кадров, сложно войти в IT.
Срочно требуется IT-специалист
Рынок информационных технологий всегда был рынком кандидата. Таким он остается и сейчас. Несмотря на колоссальный рост популярности IT-профессий, на рынке не хватает опытных специалистов уровня middle и выше. Максут Шадаев, глава Минцифры, отметил, что дефицит кадров в ИТ — ключевая проблема отрасли на сегодняшний день. По данным министерства, дефицит кадров оценивается в 500-700 тыс. работников. Глава Сбера Герман Греф же оценивает нехватку в цифру более 1 млн человек и сообщает, что в ближайшие годы дефицит покрыт не будет.
Первая причина кадрового голода кроется в демографическом кризисе, который продлился с 1989 по 1999 год. Суммарная рождаемость в стране снизилась с 2,13 до 1,16: исторического минимума со времен ВОВ. Это значит, что сейчас на рынке труда меньше людей 25-35 лет, чем было 10 лет назад. А это самые востребованные кандидаты: активные, молодые и с опытом работы.
Вторая причина — стремительная цифровизация и автоматизация бизнеса, за которыми не успевают обновляться кадры. К вызовам добавилось развитие ИИ и Big Data — новых сфер, в которых только формируется экспертиза. Запросы бизнеса продолжат расти, все больше компаний начнут переходить на ИИ или дополнительно автоматизировать свои процессы. А значит, кадровый голод здесь будет только набирать обороты и усложнять текущую ситуацию на рынке труда в IT.
Третья причина — переход на отечественное ПО. По данным компании Notamedia, российский рынок разработки растет на 12-15% в год. Ожидается, что до 2028 года тенденция будет сохраняться. Поэтому особая нехватка ощущается в специалистах, которые работают с российскими программами, особенно с 1С. Ранее эта сфера не пользовалась спросом, а теперь гонка за кандидатами в ней будет только усиливаться. На момент написания статья на hh.ru открыто более 27 тысяч вакансий для 1С специалистов, из них для разработчиков — более 3 тыс. Сроки закрытия позиций тоже увеличились. Например, 1С-разработчика мы находим за полторы недели, если ищем человека для удаленной работы, а вакансии по Java закрываем за 2-4 дня.
Также не хватает экспертов по информационной безопасности, особенно на фоне увеличения количества кибератак за последние годы. По данным экспертного центра Positive Technologies, количество атак на страны СНГ растет: во II квартале 2024 года зафиксировано в 2,6 раза больше атак по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году. При этом, 73% всех зафиксированных атак направлены на Россию.
Интересы компании VS желания IT-специалистов
Противоречия между желаниями IT-специалистов и работодателей приводят к трудностям в закрытии вакансий. Первый источник споров: нежелание работать в офисе. Согласно нашему опросу соискателей, только 20% готовы полностью отказаться от удаленки. Они считают, что возможность работать из дома, передвигаться по городам и странам благоприятно влияет на эмоциональное состояние, что помогает эффективнее закрывать задачи. Но руководители, которые боятся потерять контроль за рабочим временем сотрудника, активно поддерживают идею возвращения в офисы. Это приводит к финансовым и временным затратам на организацию работы. Приведу внутреннюю статистику: за 2-4 дня мы закрываем стандартную вакансию на удаленную работу, а если ищем человека в офис, то за полторы недели.
Второй источник споров: работа внутри страны. 70% компаний, с которыми мы работаем, нанимают сотрудников только из России. Остальные 30% трудоустраивают специалистов из зарубежья при условии работы из дружественных стран. Причины отказа кроются в страхе утечки данных, сложностях с предоставлением доступа и нестабильностью платежной системы. Тем не менее, если компания рассматривает соискателей из-за рубежа, то 95% кандидатов готовы снизить зарплатные ожидания и отказаться от соцпакета.
Войти в IT стало сложнее
Многие тревожатся, что рынок IT в России рано или поздно перенасытится и лопнет как пузырь. Особенно в тех направлениях, которые не связаны с ИИ и отечественным ПО. Мое мнение — перенасытить рынок IT будет сложно. Только на hh.ru по итогам I квартала 2024 года работодатели из ИТ-отрасли разместили более 200 тысяч вакансий, связанных с ИТ-профессиями. Нам по-прежнему не хватает людей, вопрос в грейде специалиста. Самые востребованные кандидаты — айтишники уровня middle: это специалисты с двух-четырехлетним опытом работы, преимущественно возраста 25-35 лет. 80% вакансий пишут как раз для них. Компаниям проще взять крепкого «мидла», который справится с задачей, сэкономив на зарплате для более опытного сотрудника.
А вот начинающим в этой сфере приходится нелегко. Со всплеском популярности IT-профессий мы не наблюдаем дефицита стажеров: на одну вакансию приходят сотни, а то и тысячи резюме. К начинающим стали предъявлять более серьезные требования. Предполагается, что даже стажер уже будет как-то погружен в тему и иметь более-менее сильное портфолио. Легче всего в такой ситуации получить работу новичкам с хорошим кругозором в IT и насмотренностью. Например, тем, кто сменил язык программирования или профессию внутри сферы.
Высшее образование — еще одно важное преимущество для современных джунов и стажеров. Корпорации оценивают учебные проекты студентов и на их основе принимают решения о стажировке. У кого за плечами только онлайн-курсы сейчас будут испытывать особенные трудности. Школы обещают легкое трудоустройство и заманивают перспективами больших зарплат в IT. В реальности работодатели предпочитают новичков с хотя бы минимальным техническим бэкграундом.
Как компании решают вопрос дефицита кадров
Компании постоянно работают над улучшением условий труда для предотвращения утечки специалистов на зарубежный рынок. Соцпакеты и зона комфорта активно расширяется, какие бенефиты будут дальше — вопрос возможностей работодателей. Вполне вероятно, что в будущем в социальные пакеты войдут массажисты, личные тренировки и отдых для всей семьи. Что касается оплаты труда, на моей практике самым дорогим специалистом в IT был CEO: его зарплата составляла 2 млн рублей в месяц. Если говорить о рядовых сотрудниках, то я нанимала архитектора с окладом 700 000 рублей в месяц.
Сейчас компании стали охотнее принимать кандидатов 45-50 лет: 80% наших партнеров повысили возрастную планку сотрудников. Ранее работодатели запрашивали специалистов до 35 лет, а сотрудников старше рассматривали в основном точечно на сложные или узкоспециализированные вакансии.
Несмотря на переполненность рынка стажерами и джунами, компании продолжают активно сотрудничать с вузами, проводить стажировки и хакатоны. Работодатели ценят в новичках свежий взгляд и проактивность — это помогает развивать инновационные продукты. В свою очередь, молодые люди все чаще отдают предпочтение IT-направлению, а это значит — через пару лет мы увидим на рынке больше крепких middle-специалистов.