Как России нарастить экспорт продукции АПК до 70 млрд долл. США

«Яков и Партнеры» представили новое исследование о потенциале роста экспорта российского АПК

Российский АПК вполне способен увеличить годовой экспорт продукции на 25-30 млрд долл. США до 65-70 млрд долл. США к 2030 г.  Для этого необходимо сконцентрироваться на работе с более премиальными продуктами, в частности, животными протеинами, кормовыми основами и маслами на базе сои. Кроме того, участникам рынка необходимо реализовать национальную программу мер по снижению сквозной себестоимости продукции АПК «от поля до порта назначения». Ключевыми регионами для развития отечественного сельскохозяйственного экспорта могут стать Китай, Ближний Восток и Северная Африка, Юго-Восточная Азия и Индия. Такие выводы содержатся в исследовании «Новая амбиция российского АПК: как увеличить годовой объем экспорта до 70 млрд долл. США», которое опубликовала консалтинговая компания «Яков и Партнеры».

В Послании Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. обозначены цели на 2030 г. — увеличить экспорт продукции АПК в 1,5 раза (до 55 млрд долл. США) и обеспечить рост внутреннего производства на 25% относительно уровня 2021 г. Как отмечают эксперты «Яков и Партнеры», достижение этих целей может быть затруднено, если будут сохраняться среднемноголетний уровень цен, текущая структура портфеля экспортируемой продукции и если под давлением внешнеторговых и внутренних ограничений произойдет переход на менее эффективные технологические решения.

В российском АПК уже не первый год наблюдается рост экспорта. В настоящее время (среднее за 2020-2022 гг.) страна занимает 6-е место среди крупнейших мировых поставщиков продовольствия по тоннажу. Однако увеличение объемов раньше обеспечивалось преимущественно за счет поставки дешевых зерновых культур. По оценке авторов исследования, в рамках текущего портфеля АПК потенциал прироста экспорта составляет 8-10 млрд долл. США в среднемноголетних ценах. При сохранении существующего продуктового портфеля, ограничении доступа к современным технологиям и сокращении мер по поддержке частных инвестиций российские поставки сельхозпродукции на глобальные рынки уже к 2025-2026 гг. выйдут на плато.

«Чтобы обеспечить дальнейшее наращивание экспорта в денежном выражении, должна быть изменена его структура путем увеличения доли продуктов с более высокой добавленной стоимостью (кормовых основ, животных протеинов и т. д.). Это, в свою очередь, означает изменение структуры севооборота в России в пользу кормовых культур, — считает один из соавторов отчета, директор «Яков и Партнеры» Алексей Клецко. — Кроме того, необходимо увеличить валовой сбор основных культур на 50-60 млн тонн за счет расширения пахотных площадей и повышения урожайности на 15-42%. Например, если повысить урожайность пшеницы на 20% за счет агротехники и селекционной работы, ее экспорт можно увеличить на 25-30 млн тонн, или 6-7 млрд долл. США».

Как России нарастить экспорт продукции АПК до 70 млрд долл. США

По мнению Алексея Клецко, росту экспорта будут способствовать также такие меры, как снижение удельной себестоимости приоритетных экспортных продуктов, в первую очередь протеинов, улучшение эпизоотической обстановки и решение проблем, связанных с угрозами для растений. Для этого потребуется, в частности, более активное использование передовых технологий (в том числе генетики, вакцин, средств защиты растений), развитие логистической инфраструктуры и недопущение ее монополизации, удержание для внутренних агропроизводителей ценовых преимуществ по удобрениям, энергоносителям, а также другим средствам производства и расходным материалам. От Минсельхоза, отраслевых ассоциаций и компаний АПК ожидаются новые подходы к регулированию и организации взаимодействия, чтобы сохранить маржинальность отрасли в условиях структурного профицита производственных мощностей для внутреннего рынка.

Самой сложной задачей, как отмечается в исследовании, является снятие административных барьеров для доступа на целевые рынки. Речь идет о различных квотах, пошлинах, немотивированных санитарных ограничениях и т. п., которые устанавливают регулирующие органы стран-импортеров.

«Рынок стран СНГ уже близок к насыщению продукцией российского АПК, Латинская Америка сама является крупнейшим поставщиком агропродукции на мировой рынок, а экспорт в Северную Америку, Европу и некоторые другие регионы ограничен из-за политических факторов. По этим причинам ключевыми регионами для развития российского сельхозэкспорта следует признать Китай, Ближний Восток и Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Индию и в меньшей степени — Африку южнее Сахары, — комментирует соавтор отчета, директор «Яков и Партнеры» Сергей Павлов. — Так, Китай ежегодно импортирует продукцию АПК на сумму более чем 186 млрд долл. США, однако на долю России в этом объеме пока приходится всего 3%. Это объясняется тем, что Россия экспортирует мало сельхозпродукции, востребованной в Китае — это прежде всего кормовые основы, животные протеины и молочные продукты».

Особое внимание в исследовании уделено организационным вопросам, без урегулирования которых невозможно увеличение экспорта сельхозпродукции из России. Ключом к наращиванию экспортных поставок авторы считают повышение инвестиционной привлекательности АПК, что требует скоординированных усилий Минсельхоза и отрасли. «Решение задачи, сформулированной в таких терминах, очевидно, приведет к решению всех остальных: повышению производительности труда и снижению себестоимости, развитию производства и экспорта продукции АПК, повышению зарплат и привлекательности отрасли как работодателя, снижению продовольственной инфляции и выполнению других задач, сейчас представляющихся трудными, а иногда и взаимоисключающими», — говорится в исследовании.

Если для использования передовых агротехнологий и генетики выходом может стать покупка зарубежной компании или кооперация с поставщиками из дружественных стран, то для успеха в международной торговле России необходимо создать «национальных чемпионов» — крупные отечественные компании, способные консолидировать большие объемы продукции и обеспечивать эффект масштаба в производстве, логистике и маркетинге продукции.