Эксперт АИП рассказал на что нужно опираться в двигателестроении
О проблемах и развитии отечественного двигателестроения в авиации рассказал авиаконструктор Андрей Константинович Селиванов
Главный конструктор, кандидат технических наук
Санкционное давление со стороны Запада затронуло, в том числе, и двигателестроение. В этой отрасли, как и во многих других, России необходимо двигаться вперед самостоятельно для достижения технологического суверенитета.
Да, и влияние санкций затронуло двигателестроение довольно давно. В СССР доля авиастроения занимала 40%. Были собственные кадры, разработки, самолеты и двигателя, которые были признаны большинством международного сообщества. Сейчас же мы связаны санкциями, которые не позволяют нам выйти на международный рынок, поскольку согласно их требованиям, высота должна быть отображена в футах, а скорость в узлах.
Однако, можно разделить продукцию с акцентом на экспорт. Но в первую очередь мы должны быть ориентированы на собственное отечество и развитие двигателестроения и авиастроения на благо России.
Мы должны вернуться к советской системе образования и опыту наших соотечественников в области технологий и науки. Развитием собственного запаса кадров и разработчиков мы сможем укрепить технологический суверенитет нашей страны.
Также большие трудности составляет сертификация продукции двигателестроения. Согласно требованиям зарубежного рынка, мы должны использовать авиационный бензин, который состоят из крайне неэкологичных веществ. И для ускорения развития технологии и науки в нашей стране стоит рассмотреть вопрос упрощения сертификации продукции, конечно, без потери в безопасности при эксплуатации. Каждое изделие должно быть проверено перед допуском к эксплуатации в гражданское пользование.
На что мы можем опираться в процессе развития двигателестроения? На советскую школу и технологии? Есть ли у нас современные наработки?
Первично следует вернуться к советской системе образования и расширить запас кадров в технологическом кластере. Стоит уделить пристальное внимание подготовке технических специалистов, системе образования и подготовке учителей. Стоит развивать информационное поле и осведомленность юных специалистов в области двигателестроения и авиастроения. Наша страна всегда славилась лучшей техникой и мощной научной базой. Учебную базу стоит дополнить учебниками времен СССР, упростить доступность материала с учетом современного устройства мышления и скорости нашей жизни.
По моему мнению, развитие двигателестроения следует начинать с авиации общего назначения — взлетная масса до 5 тонн и пассажироемкость до 12 человек с учетом экипажа. Постепенное и качественное развитие данной области поможет как двигателестроению, так и авиастроению.
Современные наработки есть. Чего только стоит вклад научно-технологических центров! И их несомненно стоит учитывать. Потому что технологии не стоят на месте и для того, чтобы наши изделия были востребованы не только на отечественной, но и на зарубежном рынке, мы должны следить за развитием науки и техники во всем мире.
Что касается советской школы: какие наработки тех лет можно использовать сейчас?
Это довольно сложный вопрос. Каждый разработчик должен самостоятельно выбирать еще на этапе патентного поиска какие наработки он может применить в своем изделии. Здесь нет универсального ответа. Работа разработчика довольно творческая, и нельзя предугадать, какие наработки принесут наибольшую эффективность и эффект в конкретном изделии.
С Вашей точки зрения, какие болевые точки можно определить в современном отечественном двигателестроении?
Это сугубо личное мнение. Мы столкнулись с проблемой сертификации, когда обсуждали данный вопрос касательно наших собственных разработок. Очень высокая стоимость испытаний и сложность найти подходящую испытательную базу.
Также стоит отметить отсутствие кадрового запаса технических специалистов. Их недостаточно для быстрого развития новой продукции и научной составляющей.
Что нам нужно для решения проблем?
Как я писал выше, мы столкнулись с проблемами нехватки технических специалистов и с проблемами сертификации. Я считаю, что проблему сертификации стоит решить для начала в области авиации общего назначения (АОН): упростить правила сертификации, снизить цены, чтобы АОН стала доступна для небольших предприятий. Это способствует развитию двигателе- и авиастроения не только у крупных фирм, но и позволит подключиться к наработке молодым фирмам. Зарубежные коллеги используют практику, когда двигатели сертифицируют сами разработчики, однако, это может быть не совсем правильным. В области сертификации стоит подключить совместную работу как государства, так и самих производителей. Возможно, стоит давать сертификационные каникулы для молодых производителей или работать по упрощенной программе с ограничением использования в целях безопасности.
Также стоит уделить внимание подготовке технических специалистов, расширить образовательные базы, чаще технологические и научные конференции и сборы, привлекая молодые кадры, и внедрить популяризацию науки и техники повсеместно.
Вопрос по кадрам: сегодня в России многие технические вузы и колледжи сотрудничают с предприятиями, где студенты проходят практику, получая навыки для дальнейшей работы. А хватает ли сегодня учебных заведений, в которых готовят профильных специалистов — будущих работников сферы двигателестроения?
К моему сожалению, количество образовательных учреждений недостаточно, чтобы все желающие могли связать свое образование и карьеру с двигателестроением и авиастроением. Некоторые небольшие институты или филиалы не могут похвастаться достаточной научной базой для освоения студентами базовых навыков инженерной науки. Не так давно была громкая проблема, что в университетах не хватило мест для огромного количества абитуриентов. Это несомненно могло негативно повлиять на стремления будущих специалистов освоить технические науки.
Если создавать отечественные двигатели, то здесь важен вопрос: будут ли они котироваться на рынке? На чем нужно акцентировать внимание при развитии двигателестроения, чтобы наш продукт был востребован на российском и зарубежных рынках?
На данный момент в нашей стране критически не хватает новых изделий в сфере двигателестроения. В первую очередь, нам нужно ориентироваться на собственные потребности и только после ориентироваться на зарубежный рынок. Двигателестроение охватывает множество областей промышленности: автомобилестроение, сельское хозяйство, военная промышленность, судостроение, авиастроение и др. Нам следует сосредоточиться на укреплении собственного технологического суверенитета, на развитии собственного ремонтного парка и запчастей, чтобы мы не испытывали нужды обращаться к зарубежным производителям. Я испытываю глубокое уважение к отечественным производителям, которые продвигают нашу промышленность вперед, не смотря на зарубежные санкции.