Как избежать штрафов при ведении бизнеса в ОАЭ: бухгалтерия и аудит

Все компании, осуществляющие деятельность на территории ОАЭ, обязаны вести финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами

Игорь Данилов
Co-founder и CEO компании Migron Business services

Опыт более 10 лет в сфере международной миграции и релокации бизнеса

Все компании, осуществляющие деятельность на территории ОАЭ, обязаны вести финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами.

Невыполнение лицом, ведущим бизнес или имеющим налоговые обязательства в ОАЭ, обязанностей ведения требуемых записей и иной информации, указанной в законах, наказывается штрафом 10.000 AED за первое нарушение и 20.000 AED за повторное нарушение.

Чтобы избежать внушительных штрафов, которые практикуются в стране, необходимо профессионально разбираться во всех нюансах законодательства.

Помимо этого, в законодательстве ОАЭ предусмотрены дополнительные обязанности. В случае их нарушения на компанию налагаются серьезные штрафы:

  • при отсутствии постановки на учет в налоговой в качестве плательщика корпоративного налога в течение 3 месяцев с момента регистрации компании устанавливается штраф в размере 10.000 AED,
  • каждый месяц просрочки при ежегодной сдаче отчетности по корпоративному налогу наказывается штрафом в размере 500 AED,
  • за отсутствие регистрации в качестве плательщика НДС при достижении оборота (выручки) 375 000 AED за 12 месяцев устанавливается штраф в размере 10.000 AED,
  • в случае нарушения обязательств по сдаче ежеквартальной отчетности по НДС устанавливается штраф в размере 1.000 AED за первое нарушение и 2.000 AED за повторное нарушение в течение 24 месяцев,

Однако, помимо стандартной финансовой (бухгалтерской) отчетности некоторые компании обязаны проводить независимый аудит, в рамках которого аудитор, имеющий соответствующую лицензию, осуществляет оценку правильности ведения бухгалтерского учета в компании и достоверности финансовой отчетности.

Также следует учитывать тот момент, что некоторые компании могут осуществлять добровольный финансовый аудит, а для некоторых это обязательно.

Вашей компании обязательно иметь в наличии аудированную финансовую отчетность в ОАЭ, если:

  • eжегодный доход превышает 50 млн. AED,
  • ваша компания является квалифицированным резидентом фризоны (Qualifying Free Zone Person),
  • ваша компания является резидентом фризоны и вам установили обязательный ежегодный аудит (DMCC или DIFC),
  • у вас филиал иностранной компании,
  • компания находится на стадии ликвидации,
  • вам требуется продление некоторых видов лицензий.

В некоторых случаях вам может понадобиться добровольный аудит.

Например:

  • инвесторы могут инициировать независимый аудит при продаже компании или привлечении инвестиций,
  • банки ОАЭ могут потребовать предоставить независимый финансовый аудит для выдачи кредита,
  • контрагенты/поставщики также могут потребовать предоставить независимый финансовый аудит перед заключением контракта или поставкой товара с постоплатой.

Критически важно вести бухгалтерский учет надлежащим образом, т. к. без этого будет невозможно провести финансовый аудит. Соответственно, будет нельзя продлить лицензию, закрыть компанию или выполнить другие необходимые действия. А это повлечет дополнительные временные и финансовые потери.

При этом восстановление бухгалтерской документации и отчетности за прошлые периоды будет стоить дороже, чем вести учет изначально как положено.

Качество ведения бухгалтерского учета, а также скорость и корректность выполнения финансового аудита зависят от различных факторов. Например, на это влияют:

  • опыт и высокая квалификация аудитора, а также наличие у него лицензии,
  • возможность оперативной связи с бухгалтером по любым рабочим вопросам.

Для ведения бухгалтерского учета, а также проведение финансового аудита компании могут нанять штатного бухгалтера или обратиться в экспертные юридические организации. И многие выбирают именно второй вариант. Это является оптимальным решением, т.к. благодаря оптимизированным процессам такие услуги стоят значительно дешевле, чем содержание штатного бухгалтера.