Почему больше не будет бесконечной индексации присужденных денег
Анализируем законодательное предложение Министерства юстиции РФ, которое ведомство подготовило во исполнение решения Конституционного суда
Член Ассоциации юристов России, автор книги «Секреты успеха юриста и адвоката». Специализируется на защите бизнеса, уголовных делах должностной и экономической направленности.
Арбитражно-процессуальный кодекс всегда позволял индексировать просуженный долг. Правда, такая возможность существовала лишь в теории, так как на практике отсутствовал специальный закон, регулирующий этот вопрос.
Три года назад после разъяснений Конституционного суда власти указали в ст. 183 АПК, что рассчитывать повышение присужденных выплат надо с учетом роста потребительских цен. Только нигде четко не прописали точные сроки, в которые можно обратиться за индексацией.
Эту проблему как раз ярко «подсветило» дело небольшой фирмы, с которой еще в 2010 году взыскали 1,9 млн руб. Ответчик добросовестно выплатил тот долг через восемь месяцев: весной 2011 года.
Спустя 11 лет истец попросил проиндексировать присужденную сумму на 151 000 руб. Заявитель посчитал, что должник обязан компенсировать инфляцию за восемь месяцев просрочки. Нижестоящие суды с этим согласились. А вот Верховный суд с подачи главы коллегии по экономическим спорам попросил Конституционный суд разобраться: почему же отсутствуют сроки индексации.
КС согласился, что в действующем законодательстве отсутствует срок, который отводят на предъявление требований об индексации присужденных сумм. Судьи КС посчитали, что это нарушает баланс интересов должника и взыскателя, поэтому поручили законодателю исправить эту ситуацию. До принятия соответствующих поправок с заявлением об индексации сумм сейчас можно обращаться только в течение одного года со дня исполнения судебного акта.
Годичный срок давности для индексации просуженного долга предложил в недавнем законопроекте и Минюст, который подготовил инициативу на основе все того же решения КС.
Таким образом, сейчас уже точно можно сказать, что фирмы больше не будут получать судебные претензии из-за давних долгов от кредиторов, которые внезапно спустя много-много лет захотят получить еще какие-то деньги от тех, кто с ними уже давно рассчитался. Три года успела просуществовать эта «законодательная лазейка», которой легко могли пользоваться кредиторы, злоупотребляющие своими правами.