Что не так с воинским учетом — рассказывает Дарья Плесовских
Коллегия адвокатов «Плесовских и партнеры» делится реальным опытом постановки компаний на воинский учет. Преодолеваем бюрократию, разбираемся в вопросе
Специалист в области трудового права и воинского учета. Имеет многолетний опыт урегулирования внутренних трудовых конфликтов, разработки локальных нормативных правовых актов с учетом специфики бизнеса.
Воинский учет — понятие, от которого на протяжении длительного периода нашей деятельности представители бизнеса, работодатели, либо небрежно отмахивались, либо, скрипя зубами, вынужденно пытались его вести, насколько это было возможно в силу загруженности.
До недавнего времени воинские обязанности как работника, так и работодателя представляли собой некий пережиток советского прошлого, рудимент, который как будто забыли вычеркнуть из основного списка задач органов власти.
Военные билеты заброшены на дальнюю полку, многие просто утеряны. Организации стремились к оптимизации документооборота и совершенно не понимали, зачем в принципе вести учет военнообязанных. В информационном поле военкоматы сколько нибудь проявлялись в ходе призывной кампании дважды в год. Так продолжалось много лет.
Однако, настало время наводить порядок в сфере воинского учета. Причем делать это необходимо быстро. Так как придать ускорение активности ответственных лиц можно только методами финансового принуждения, были установлены пугающие штрафы. При этом, как показала практика последних недель, расшевелить такую бюрократическую махину, зачастую не обладающую всеми необходимыми ресурсами, оказалось не так то просто.
Только в этом месяце нам удалось благополучно поставить на воинский учет более десяти компаний, представляющих самые разные сферы бизнеса. Зачастую, практика существенно разнилась в зависимости от района и, соответственно, военкомата, что приводило к необходимости переделывать и адаптировать представляемый пакет документов.
Вот основные проблемы сторон воинского учета, которые нам удалось выделить:
1. Законодательная база
Основные федеральные законы и постановления правительства датированы девяностыми. Они устарели морально и фактически. Сейчас в них внесены существенные изменения. Но их, на наш взгляд, объективно недостаточно, они продолжают быть непрозрачными для понимания, а где-то формы документов и предписанные действия сторон еще не обновлены. Нет понимания, чем руководствоваться, регламентирующих документов слишком много, как и изменений к ним. Приходится по крупицам собирать информацию по каждому отдельному случаю и действию.
2. Военкоматы
В военкоматах до сих пор недостаточно ресурсов, как технических (компьютеров, оргтехники, доступа в Интернет), так и человеческих. Работники лихорадочно пытаются разобраться с потоком законодательных новшеств, очередями из организаций, призывников, снятием и постановкой на воинский учет граждан. Так как в законах нет четких правил и форм документов, то и работники военкоматов понимают их каждый по-своему. Мы регулярно сталкиваемся с разными требованиями к одним и тем же документам у военкоматов.
3. Организации
По нашим наблюдениям около 80% организаций в нашей стране не ведут воинский учет в принципе. Соответственно, у них не проводился анализ военных билетов работников, кто-то их даже их не предоставлял. Нет военно-учетного стола, никто не ведет учет военнообязанных. С 1 октября 2023 года для компаний установлены значительные штрафы. Всем, хоть и с опозданием, необходимо принять меры по постановке организации на учет в военкомат и начинать в срочном порядке его вести. Необходимо обязательно произвести сверку по работникам, максимально четко и своевременно подавать сведения в военкоматы об изменениях их трудовой деятельности и персональных данных. Проблема в том, что на рынке труда практически нет квалифицированных специалистов в данной области, так как длительное время это направление не было востребовано. Также нельзя забывать, что ведение воинского учета — это регулярная, ежедневная работа. Именно по этой причине закон предписывает выделять отдельные единицы работников, ответственных за воинский учет, т.к. это действительно занимает большую часть рабочего времени.
4. Военнообязанные
Как было указано ранее, военные билеты граждан, в большинстве случаев, находятся в неактуальном состоянии или просто утеряны. Самая распространенная история — работник сменил место регистрации и не стоит на воинским учете по месту этой регистрации. В военкомат идти не хочет из-за очередей в военкоматах или иных своих соображений.
Очевидно, все эти проблемы не могут решаться в одночасье и работу, которая не велась годами, нельзя исполнить в один миг. Это будет большой и трудоемкий процесс. Обязательно придет всеми ожидаемая модернизация этой отрасли, уже закрепленная на уровне законодательства. Запасаемся терпением и ведем воинский учет, насколько это возможно в нынешних ресурсах и реалиях.