KCG 3 июля 2024

Какие условия необходимы для заключения под стражу предпринимателя

В соответствии с нормами УПК предприниматель не может быть заключен под стражу в общем порядке. Вадим Егулемов рассматривает особенности и позиции судов

Вадим Егулемов
Управляющий партнер Key Consulting Group, адвокат

20 лет судебной практики. Эксперт по решению корпоративных и налоговых споров, банкротств. Действующий арбитр «Российского арбитражного центра» при «Российском институте современного арбитража».

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет условия назначения наиболее строгой меры пресечения в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В соответствии с ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу может быть применено только при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации,
  • им нарушена ранее избранная мера пресечения (например, не исполнил обязательства, предусмотренные подпиской о невыезде), 
  • он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Отношение судов общей юрисдикции к ст. 108 УПК РФ разнится. Зачастую суды в принципе не применяют ч. 1.1 и, признавая заключение под стражу правомерным, указывают, что преступление не содержит признаков предпринимательской деятельности, а лицо, прежде всего, преследует цель личного обогащения и его действия не укладываются в круг отношений, регулируемых гражданским законодательством. 

В связи с таким узким толкованием обсуждаемой нормы в 2020 г. в Постановление Пленума Верховного Суда № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» были внесены уточнения. В соответствии с позицией Верховного Суда ч. 1.1 должна быть применена в каждом случае, когда преступная деятельность связана с предпринимательской. Как указал Верховный Суд, сторона обвинения в ходатайстве о применении меры пресечения должна доказать, что инкриминируемое деяние не связано непосредственно с экономической деятельностью обвиняемого. При отсутствии указанных сведений такое ходатайство удовлетворению не подлежит.

Практика также выработала особенности применения ст. 108 УПК РФ в отношении некоторых хозяйствующих субъектов, а именно — в отношении лиц, совершивших преступление при заключении государственного контракта. С позиций гражданского права деятельность таких лиц — однозначно предпринимательская, однако, с точки зрения правоприменителя, правила ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ в данном случае не действуют. В целях уголовно-процессуального законодательства такая деятельность считается НЕ предпринимательской. Объясняется такой подход со ссылкой на примечание 2 к статье 159 Уголовного кодекса, в соответствии с которым предпринимательская деятельность имеет место в том случае, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (мы не видим среди субъектов упоминания такого публично-правового образования как государство). 

Исключение из действия ст. 108 УПК РФ в части лиц, заключивших государственный контракт, подтверждается судебной практикой. Так, в Определении от 13.03.2024 № 5-УД24-4-К2 Верховный Суд подтвердил, что заключение под стражу может быть применено к лицу, обвиняемому в хищении бюджетных средств при заключении договоров поставки. Высшая судебная инстанция указывает: деяние в таком случае не сопряжено с предпринимательской деятельностью, ссылка на ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ — недопустима.