Риск и амбиции: 8 признаков того, что ваш ребенок станет предпринимателем
Рассказала и дала ценные советы родителям бизнес-тренер с многолетним опытом работы, наставник и ментор предпринимателей Оксана Артюхина
Совладелец и идейный вдохновитель «Центра профессий будущего», совладелец компании «Папа Сделал», бизнес-трекер и консультант, автор обучающих курсов для бизнесменов. Автор книги «Бизнес живет 3 года»
Многие современные дети с ранних лет демонстрируют лидерские качества и предпринимательскую жилку: достаточно вспомнить пример американки Алины Морс, которая в 10 лет разработала рецептуру натуральных и безопасных для зубов леденцов без сахара. Или россиянина Юрия Морозова, который в свои 16 лет изобрел наушники для слабослышащих.
Обычно дети, которые потенциально склонны к предпринимательству, проявляют себя уже в раннем возрасте. Если взрослый не подавляет и не ограничивает этот потенциал излишней рациональностью, ребенок вырастает с осознанием того, что в жизни возможно все и ему нужно продолжать свои попытки. Так какие же они — будущие предприниматели, и можно ли распознать в ребенке предпосылки к ведению бизнеса?
Как соучредитель «Центра профессий будущего», который специализируется на профориентации подростков, основываясь на собственном опыте, я выделила 8 главных отличительных особенностей в поведении детей, склонных к предпринимательству:
Любят проводить время с пользой, во всем проявляют инициативу и много общаются
Как правило, владельцы бизнесов — это люди, в которых много инициативы. Если вы видите ребенка, который хватается практически за все и любит взаимодействовать с окружающими, то это верный признак будущего предпринимателя. Причем он не выбирает себе собеседника по возрасту: неважно, разговаривает ли он с ровесником или взрослым — ему нравится сам процесс коммуникации, и малыш пытается всех вовлечь в свои дела.
Играют в «магазин»
В возрасте 5-6 лет юные предприниматели начинают буквально фонтанировать множеством идей. Увидев какой-либо предмет на улице, они могут принести материал домой, смастерить поделку и заявить, что собираются ее продать. Они проявляют интерес к финансам и спрашивают у родителей, можно ли найти покупателей для продажи старых игрушек, чтобы заработать немного карманных денег.
Мой совет: если вы хотите поддержать ребенка в этом направлении, важно оказать ему поддержку, а не критиковать его идеи, говоря, что это все неправильно и никому не нужно — такие вещи лучше разбирать в более старшем возрасте. А сейчас лучше дайте малышу возможность попробовать свои силы и получить интересный опыт, а вместе с ним — навыки и знания, которые наверняка помогут ему в будущем.
Например, ребенок может прийти домой и сказать маме: «Давай ты испечешь печенье, а я продам его на улице». Родитель, желая поддержать начинания своего ребенка, идет с ним в магазин, покупает необходимые ингредиенты, озвучивая цены на сырье, и помогает рассчитать итоговую стоимость печенья. А после — отпускает юного предпринимателя с готовой «продукцией» во двор, чтобы тот попробовал себя в продажах.
Однако большинство мам предпочитает не вмешиваться в этот процесс и не разделяет интересов малышей, не позволяя им самостоятельно делать выводы и учиться на ошибках. Взрослые начинают объяснять детям, что это сложный процесс, нужно соблюдать гигиену, и продукты могут и не окупиться. То есть они пытаются заменить своим опытом личный опыт ребенка, что для предпринимательского типа мышления является просто нелогичным. К тому же отсутствие поддержки со стороны близких губит на корню вдохновение и желание учиться новому. Поэтому важно давать детям возможность приобретать собственный опыт через действия и ошибки по принципу «руки, ноги и сделанное дело».
Готовность идти на риск
Минус 100% будущих предпринимателей заключается в том, что в них присутствует большая склонность к риску. Это ключевая черта любого предпринимателя, которая особенно ярко проявляется еще в детстве и подростковом возрасте. Стремясь к свободе и независимости, будущий бизнесмен может связаться с плохой компанией, общаться и договариваться о чем-либо с незнакомыми людьми, прыгать по гаражам или вечно пытаться куда-нибудь залезть. Иными словами, это очень подвижные и активные дети, которые могут быть, грубо говоря, неудобными для окружающих.
Мой совет: очень часто родители пытаются подавить в своих детях тягу к риску и связанной с ним деятельности, поставить их в определенные рамки и прекратить чрезмерную активность. К сожалению или к счастью, у многих это получается, и ребенок, который изначально был склонен к рискованным поступкам и хотел большего, получает не опыт, а «пилюлю» теоретических знаний от родителей — «Так делать плохо», «Не делай так больше» и тому подобное. И в итоге ребенок действительно перестает пробовать себя. Но на самом деле смысл предпринимательства заключается как раз в том, чтобы сделать очень много попыток за всю свою жизнь и не переживать, если они не увенчались успехом, а также пробовать с новыми силами и возобновлять свою мотивацию.
Что касается коммуникации, как правило, все будущие предприниматели способны быстро заводить контакты, и иногда родители хватаются за голову и начинают ограничивать их в плане общения. Но это не помогает раскрытию предпринимательских качеств: лучшее, что можно сделать для ребенка, — это обеспечить его безопасность и дать ему возможность попробовать все на своем опыте, самостоятельно обрести знания и сделать выводы, а после — предпринять еще одну попытку и получить желаемый эффект. Но родителям, разумеется, даже страшно себе это представить, поэтому они всяким образом пытаются сократить эту историю, объясняя опасность такого поведения. Но толку от заумных речей, как правило, не бывает.
Проблемное поведение
Если говорить о настоящих предпринимателях, то их родители часто рассказывают о ситуациях, связанных со склонностью к риску в раннем возрасте — в детстве такие дети часто убегают из дома и попадают в неприятности. Например, мне рассказывали историю о том, как будучи ребенком предприниматель познакомился с новой компанией и уже через пять минут без предупреждения ушел с ребятами собирать металлолом на поле, которое находилось в трех километрах от дома. Ребенка долго искали «с собаками», и вся округа была поднята на ноги. К счастью, все закончилось благополучно, и ребенок вернулся домой как ни в чем не бывало. Он просто интересно проводил время с новыми друзьями, в то время как его родители сбились с ног в поисках и буквально сходили с ума.
Часто родители, которые приходят ко мне на консультацию по профориентации, просят провести диагностику на предмет того, к чему больше всего склонен их ребенок. И когда, судя по данным опроса в анкете, выясняется, что в ребенке четко прослеживается предпринимательская жилка, они говорят о том, что гены взяли свое. Это указывает на то, что кто-то из родственников подростка также является предпринимателем, и чаще всего подобная картина сопровождается именно проблемным поведением и передается «по наследству» за счет примеров близких.
Системное мышление
Дети-предприниматели обладают системным мышлением и легко усваивают информацию, схватывая ее на лету. Однако у них часто возникают проблемы в учебе, поскольку они чувствуют себя более сообразительными, чем их сверстники, и не привыкли заучивать материал, в отличие от одноклассников.
Например, они могут услышать информацию, мысленно дополнить ее и с ходу ответить учителю, причем успешно. И тогда в их понимании формируется связка: «Вроде, и не учил, но при этом ответил, и зачем тогда учиться?» Поэтому многие будущие предприниматели при своей склонности к тому же к риску и амбициозности пытаются «выезжать» на сообразительности и фактах, которые они успели запомнили.
Бунтарская натура и собственное мнение на все
Это проявляется в нежелании участвовать в официальных мероприятиях — скучных, нудных и с жесткими правилами, особенно если речь идет о линейках, где нужно стоять длительное время ровно и неподвижно. Это, как правило, очень активные и энергичные дети и подростки, которые на все имеют собственное мнение, часто не совпадающее с мнением взрослых. Они все делают по-своему, даже несмотря на замечания со стороны старших и постоянные ссоры с родителями. Складывается впечатление, что они всегда имеют свой план в голове, который понятен и известен только им самим.
Мой совет: когда я разговариваю с женами состоявшихся предпринимателей, они часто жалуются на то, что мужья приходят домой и сидят с отсутствующим видом, постоянно думая о работе. Дело в том, что статика пребывания дома, где все спокойно и ничего не происходит, не очень интересна бизнесменам, в отличие от работы, где их каждый день ждут новые вызовы и есть, над чем подумать.
И получается, что взрослые от детей в этом плане ничем не отличаются: что одни, что другие, эти люди часто погружены в собственные мысли, которыми они могут поделиться с вами, только если вы действительно разделяете их интересы. Если же вы привыкли отвечать: «Нет, мне это все не надо и не интересно», то со временем они просто перестанут разговаривать с вами о том, что для них важно.
Четко поставленные цели
Будущие предприниматели часто ставят перед собой цели еще в детстве — например, самостоятельно накопить на дорогую вещь. Однако если у них имеется постоянный приток карманных денег, они могут легко отказаться от этой идеи, поскольку потеряют к ней интерес. Давая предпринимателям легкую возможность достичь цели, вы лишаете их возможности развивать свою целеустремленность. Поскольку в жизни не всегда будет такая яркая и сильная мотивация, в будущем им придется грести из последних сил, ведь преодоление трудностей — основное дело любого предпринимателя.
Нарушение правил
Ребенок-предприниматель — далеко не тот зайчик, который спокойно сидит и учит уроки. Это не послушный и «удобный» малыш, который всегда бежит к вам на помощь. Это тот ребенок, который нарушает все установленные правила — как родителями, так и обществом в целом. Кроме того, он всегда будет искать возможности в виде материальных благ и ресурсов для реализации задуманного — так устроен мозг предпринимателя.
Мой совет: если у вас есть мысль вырастить предпринимателя и тем более — мальчика, то «удобный» — это не то слово, которое должно быть в его жизни основополагающим. Я не говорю о том, что нужно загнать себя в некомфортные условия: нужно постоянно разговаривать с ребенком в формате вопросов о том, что ему важно, что его интересует и какие цели перед ним стоят. И даже если эти цели вам не нравятся, поддерживать его и обсуждать получившиеся результаты.
Главные выводы
Все предприниматели, как правило, обладают набором определенных качеств и навыков, которые формируются с детства. Когда мне рассказывают истории о том, как человек никогда не занимался бизнесом и внезапно в 45 лет открывает свое дело, у меня возникает сомнение в правдивости таких рассказов. Скорее всего, он все же имеет за спиной некий опыт — например, в продажах или в корпоративном сегменте крупных компаний.
Успех в бизнесе обычно является результатом последовательной работы и действий, которые в большинстве случаев имеют отношение к коммерции. Это может включать в себя навыки ведения переговоров, продаж и взаимодействия с клиентами. Предприниматели обладают чутким восприятием людей и понимают, что именно может быть нужно их потенциальным клиентам. Этот опыт требует времени на созревание, и, как правило, за это время будущий предприниматель сделает множество самых разных попыток перед тем, как добиться первых результатов, включая взаимодействие с окружающим миром и продумывание интересных для клиентов предложений.
Ключевая задача родителей в данной ситуации заключается в том, чтобы наблюдать за этим процессом, не пытаться пресекать инициативу ребенка и постараться создать комфортные условия для развития личности. Важно «подстелить соломку», но без излишнего контроля и давления. Если вы будете слишком настойчивы и упрямо пытаться направлять своего ребенка в нужное, как вам кажется, русло, это может привести к тому, что в подростковом возрасте ваши отношения начнут портиться. Ребенок начнет вас избегать и захочет как можно скорее «выпорхнуть» из родительского гнезда. Вместо этого наберитесь терпения, примите особенности вашего ребенка и постарайтесь стать для него надежной поддержкой — только так вы сможете вырастить не только счастливого человека, но и успешного предпринимателя в будущем.