r_keeper 4 октября 2024

Взлеты, падения и возвращение на рынок: история r_k глазами основателя

Григорий Гуревич рассказал Дмитрию Левицкому, почему r_keeper сначала продали, а потом выкупили обратно

Григорий Гуревич
Основатель r_keeper

Основал и возглавил ООО «Компанию ЮСИЭС» — первую частную организацию в России, вышедшую на рынок общественного питания с системой собственной разработки для автоматизации ресторанов

Основатель r_keeper Григорий Гуревич дал интервью ресторатору и автору канала о ресторанном бизнесе ReBro Дмитрию Левицкому. Выбрали из беседы самое интересное: как появился и развивался r_keeper, что происходило после партнерства с «Рамблером» и покупки «Сбербанком», какой продукт компания выпустит на рынок в начале 2025 года. 

Ссылку на полную видеоверсию разговора можно найти на странице блога r_keeper.

Дмитрий Левицкий:

Я пришел в ресторанную отрасль в 1998 году. Работал в «Росинтере», в T.G.I. Fridays, в «Концепции» — там я впервые увидел r_keeper. Тогда он доминировал на рынке. Конечно, когда через 10 лет, в 2008 году, я открывал свой первый бар, у меня даже вопрос не стоял, на чем работать. Потом r_keeper ушел в тень, а сейчас появился снова. История у него интересная, хочется узнать ее из первых рук — у основателя компании Григория Гуревича.

Григорий, как ты придумал r_keeper?

Григорий Гуревич:

В начале 90-х я учился в Московском институте стали и сплавов. Сейчас смешно вспоминать, но мы с однокурсниками написали для ресторана «Манила» программу автоматизации на языке Фокал, она работала на домашнем советском компьютере БК.

В 92 году мы стали предлагать автоматизацию в другие рестораны, но они не понимали, для чего она нужна и не готовы были вкладывать деньги в оборудование. Мы переключились на автоматизацию бухгалтерского учета и складских процессов.

В 1992 году рестораторы не видели смысла в автоматизации бизнеса и не были готовы тратить деньги, когда есть более важные и насущные требования.

Активный рост начался в 1994 году, когда я впервые увидел, что очередь может стоять не только в McDonald's, но и в обычный ресторан. Тогда в России уже появились западные системы, например, американский MICROS, но нашему продукту было далеко до их функциональности. Однако базовые блоки уже были, да и цена была ниже, поэтому появились точки, которые ставили нашу систему на пробу. 

Дмитрий Левицкий: 

Как получилось, что к 2013 году r_keeper занимал до 80% российского рынка HoReCa?

Григорий Гуревич:

Важным трамплином стал для нас холдинг «Росинтер» — именно в сети его ресторанов мы внедряли r_keeper, совершенствовали его и несколько лет росли в среднем на 30% год.

Появлялись рестораны, руководство которых осознавало важность автоматизации и готово было вкладываться в нее. Мы не чувствовали большой конкуренции тогда и через дилеров выходили на рынок стран Балтии, Болгарии, Венгрии. Стали номером один в некоторых странах ближнего зарубежья. 

Дмитрий Левицкий: 

Расскажи, что произошло с r_keeper после 2015 года, когда вы решили партнериться с «Рамблером».

Григорий Гуревич:

В 2015 году появился наш главный конкурент, и мы решили, что для успешного развития нужно охватывать рынок B2C. Для нас он был не очень понятен, нужен был сильный партнер. Мы вели переговоры со «Сбербанком» и «Рамблером». 

Дмитрий Левицкий:

Наверное, сумму сделки мы не назовем, но можешь назвать хотя бы обороты компании в те годы?

Григорий Гуревич:

Это были сотни миллионов тогдашних рублей. Мы выбрали «Рамблер» и договорились о 50% доли, но вскоре начались проблемы — появились другие инвесторы, и наша доля уменьшилась.

Позже к сделке присоединился «Сбербанк», была создана объединенная компания Foodplex, но проект быстро заморозился из-за мегасделки с Delivery Club и «Ситимобил». Мы решили продать свою долю, потому что уже не могли влиять на управленческие решения.

Дмитрий Левицкий:

Сегодня ты снова владелец r_keeper. Как получилось, что в 2023 году ты выкупил его обратно? 

Григорий Гуревич:

После продажи мы следили за судьбой r_keeper. Перспективы с такими партнерами казались радужными, но по факту продукт оказался никому не нужен. Пока он переходил от одного владельца к другому, система практически не развивалась. В итоге нам поступило предложение выкупить r_keeper, и мы согласились.

Дмитрий Левицкий: 

В каком состоянии он был на тот момент и как ты оцениваешь потенциал r_keeper сегодня?

Мы забрали его жизнеспособным, но с отпечатками смены директоров. О лидерстве в 80% речи нет, но сейчас в России наша доля в районе 30%, еще 30% у главного конкурента, остальное приходится на более мелкие компании. 

На 2024 год r_keeper занимает около 30% рынка в России. Каждая пятая точка общепита в Москве работает на r_keeper.

После покупки мы сделали ставку на обновление технологического стека, пересборку команды и развитие продуктов, без которых ресторан нормально работать не может. 

Продуктовый план за год не дали выполнить новации со стороны законодательства. Нам пришлось быстро реагировать на них, усилия разработчиков уходили на поддержку новых функций.

Еще мы перезапустили маркетинг. Из-за неясного статуса системы в руках крупных компаний многие клиенты решили, что r_keeper умер. Сейчас мы убеждаем их в обратном не без помощи дилеров и партнеров.

Дмитрий Левицкий:

Куда ты собираешься его ввести дальше? Чего ждать нам, рестораторам?

Григорий Гуревич:

Все карты раскрывать не буду, но скажу, что в начале 2025 года выйдет новый продукт — облачная мультиплатформенная система, которую очень легко развернуть на андроидах, на компактных устройствах. Ее интерфейс, кстати, разработан студией Артемия Лебедева. Мы планируем запустить MVP до конца этого года, а в 2025 году начать тестирование и внедрение.