«ТЭК-Торг» 4 декабря 2024

Год председательства России в БРИКС: какие вызовы решены

Заместитель генерального директора ЭТП «ТЭК-Торг» Евгений Можаев о развитии торговых пространств внутри БРИКС и о том, какие точки роста актуальны и сегодня

Евгений Можаев
Заместитель генерального директора

Эксперт в области электронных торгов, ИТ и цифровизации, информационной безопасности, экономики и производительности труда

Что на данном этапе сотрудничества дает России взаимодействие в рамках БРИКС?

БРИКС в первую очередь дает России возможность выстроить новые производственные цепочки. Это касается как новых рынков сбыта нашей продукции, так и использования тех продуктов, которые есть у стран-участниц объединения. Тут можно спросить — но что мешает выстраивать производственные цепочки и без объединения? С экономической точки зрения — ничего. Это происходит по воле рынка, соседи закупают продукцию у соседей, эти отношения формируются исторически, годами, а в случае с некоторыми товарами десятилетиями. Сейчас же мир сильно меняется. И вопрос даже не в том, что он меняется, а в том что меняется быстро. И времени, в его макроэкономическом значении, нет. Текущая ситуация требует быстрых решений, быстрой реинтеграции российской экономики в мировую. Еще раз подчеркну — БРИКС, это не объединение «соседских» экономик, как, например ЕАЭС или СНГ. БРИКС — это половина мира. А если мы говорим про население (один из главных факторов «разгона» экономики) — большая его половина. Таким образом, для нас это важный и рабочий инструмент по росту экономики. И через поставки российской продукции на новые рынки сбыта, и через обратный процесс, когда к нам поступает необходимое импортное сырье и технологии, в регулируемых объемах. 

Можно ли решить проблемы платежей в рамках БРИКС? Как? 

Можно. Минфин и Центральный банк представили проект новой системы расчетов между странами БРИКС, которая предполагает проведение платежей в нацвалютах между местными банками и налаживание прямых связей между центральными банками стран содружества. По оценкам экспертов, в случае реализации проекта страны БРИКС смогут сэкономить до $30 млрд. Речь идет о системе BRICS Clear, суть которой сводится к междепозитарным расчетам между странами, взаимным обязанностям провести транзакции по ордерам, принятым с использованием платформы, автоматизированное исполнение ордеров, открытость правил и программного кода BRICS Clear, возможность изменения правил и кода системы только с согласия всех ее участников. 

Какие есть вызовы для стран объединения?

Сегодня на пути создания единого торгового пространства в рамках государств БРИКС сохраняется много преград, несмотря на мощный вектор, который двигает стран-участников. Но глядя на вопрос с исторической ретроспективы — это объяснимо и закономерно. Экономические объединения — а БРИКС — именно объединение государств, это важно понимать, а не союз, как, например ЕАЭС — это всегда длинная история по синхронизации активностей, экономических систем и прочего. Достаточно посмотреть на карту мира и сразу становится понятно — объединения, как правило, всегда объединяли соседей. Это и социокультурная общность, и экономическая. БРИКС — дело другое. Страны-члены объединения находятся на всех континентах, принадлежат к разным культурам и религиям. Возможно, это кажется не важным, но история учит нас обратному.

Есть и другие причины. Как бы это ни казалось странным, но во многом это язык. Не разговорный язык, а язык стандартов и документов, в соответствии с которым функционирует рынок электронных торгов. При его формировании более 70% документации отсылают участников к отраслевым стандартам, а они у многих разные, и применительно к странам БРИКС — главенствующей системы стандартизации в странах-участниках нет. Тут играет и языковой фактор, и фактор множества стандартов сам по себе.

Далее, это сложности во взаиморасчетах, которые в последнее время встали особенно остро. Это база, без которой невозможно осуществлять торговые операции. Набора сегодняшних решений недостаточно для запуска полноценного единого торгового пространства, хотя тут есть и серьезные подвижки. Например, то, что страны-участники вплотную занимаются созданием системы BRICS PAY, работают по интеграции признания банковских гарантий для поставщиков и в целом по расширению инструментов тут — это базис.

Какие текущие практики можно было бы «приземлить» и на БРИКС?

Кстати, в части дальнейшей интеграции торговых пространств в странах БРИКС нет необходимости «изобретать велосипед». Есть инструменты, которые работают уже сегодня на пространстве ЕАЭС. Например, совместно с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен из Республики Беларусь, российская федеральная ЭТП «ТЭК-Торг» реализует проект по упрощению доступа белорусских поставщиков к участию в российских торгах. Ожидаем, что к началу 2026 года участие бизнеса из РБ и РФ будет бесшовным друг для друга во всех аспектах — процедуры, оплаты, поставка и документация. По этому проекту уже почти пройдена вся дорожная карта, и не только нами, но и Правительствами, Министерствами. Надо взять этот опыт и использовать его в рамках БРИКС.

Важно понимать, что горизонт запуска подобных решений в рамках БРИКС — не менее 2 лет для пилотных проектов. А если говорить про шаблонные решение — о них может идти речь не ранее 2030 года.

Идейно БРИКС неразрывно связан с новыми экономическими и производственными цепочками. И это как раз про создание единого торгового пространства, то есть то, за что отвечает контур электронных торговых площадок. Сейчас доля стран БРИКС в мировой экономике — больше 32%. Мы видим здесь колоссальный потенциал для развития и налаживания тесного диалога между странами-участницами в экономической плоскости.