ELMA 5 июля 2024

Как концепция микросервисов меняет электронный документооборот

Раис Ахкямов, руководитель практики внедрения CSP в компании ELMA, рассказал о микросервисной архитектуре и что приходит на смену ЕСМ

Раис Ахкямов
Руководитель практики внедрения CSP

C 2014 года руководит разработкой и внедрением проектов СЭД/ECM для предприятий промышленности, строительства и финансового сектора (банки, страховые, аудиторские компании)

ECM подходит не всем компаниям

ECM (системы управления корпоративным контентом) появились в ответ на потребность бизнеса в объединении систем управления записями и документами (RMS и DMS) и систем класса CMS в одной системе, которая могла бы использоваться как для управления документами, так и для обмена информацией между сотрудниками. В результате ECM стали дорогими и сложными решениями. Классические системы разрабатывались как монолитные продукты, где даже небольшая кастомизация выливается в проект минимум на полгода.

Не монолитом единым

Пример из монолита, с которым мы сталкивались миллион раз: «У меня было 15 ошибок, я пошел одну исправить, теперь у меня их 18». В монолите так постоянно, потому что очень сложная взаимосвязь компонентов внутри системы.

Эту проблему можно решить, пересмотрев архитектуру традиционных решений. То есть, необходимо заменить монолитные ECM на гибкие платформы, которые обслуживают отдельные виды контента для различных бизнес-задач организации. Следовательно, перейти к микросервисной архитектуре.

Микросервисы обеспечивают высокую гибкость расширения системы и подключения необходимого функционала без необходимости полной замены системы. Архитектура микросервисов изначально построена таким образом, что каждый сервис является независимым. Подключение и изменение новых микросервисов оказывает минимальное влияние на всю систему.

В отличие от монолитных систем, где исправление одной ошибки может привести к возникновению новых, микросервисы спроектированы и внедрены таким образом, что изменение одного микросервиса затрагивает только этот микросервис. 

CSP-платформы

Этот трансформационный подход отражен в концепции Content Services Platform (CSP). Платформы данного класса представляют из себя набор интегрированных продуктов или отдельных приложений, которые используют общие API и репозитории. То есть, платформы CSP изначально отказываются от концепции монолита.

Выгоды от таких платформ: 

  • Отказоустойчивость на уровне всей системы.
  • Масштабирование вертикальное и горизонтальное.
  • Изоляция сред и данных.
  • Сквозные процессы.
  • Технологическое однообразие и стандартизация.

То есть, системы ECM — устарели? Точно нет. Несколько лет назад Gartner объявил, что теперь рынок будет представлен платформами CSP. Однако, согласно прогнозам, к 2025 году глобальный рынок ECM достигнет более 93 миллиардов долларов, то есть его объем удвоится в течение следующих пяти лет. Вложения в ECM не прекратятся внезапно, а продолжат приносить пользу вашему бизнесу. Переход будет скорее растянут во времени. Вместе с тем важно учитывать новые тенденции и корректировать развитие с учетом концепции CSP.