Клуб Менторов 24 декабря 2024

Умею и практикую: как работа над своим стартапом помогает в менторинге

Как построить инновационный сервис, зачем стремиться в «Сколково», стоит ли запускать проект в сфере ИИ — отвечает предприниматель и ментор Алексей Михайлишин

Алексей Михайлишин
Резидент Клуба Менторов, бизнес-ментор и консультант в IT. Эксперт в создании стратегии бизнеса, построении продаж, организации эффективной IT-разработки, оптимизации процессов

Сооснователь стартапа в области речевой аналитики и сервиса на основе ИИ для распознавания, синтеза и автоматического анализа речи. Основатель и медиа в сфере IT

Для любого технологического стартапа статус резидента «Сколково» — не только важное достижение, показывающее признание индустрии, но и знак качества, демонстрирующий надежность продукта или услуги. Резидент Клуба Менторов Алексей Михайлишин, объединившись с партнерами, в 2023 году запустил сервис в области речевых технологий на базе искусственного интеллекта, который автоматизирует транскрибацию аудио- и видеозаписей, и спустя год стартап получил статус резидента «Сколково».

О том, с какими трудностями пришлось столкнуться и как этот опыт поможет другим предпринимателям в менторской практике — рассказывает предприниматель и бизнес-ментор Алексей Михайлишин. 

За последний год вы прошли большой путь как предприниматель. Изменилось ли что-то в вашей менторской практике? 

В Клубе Менторов я продолжаю отсматривать проекты на нулевой и начальной стадии, помогаю готовиться к встречам с другими резидентами Клуба. В персональном менторинге у меня постоянно один, максимум два проекта. Это, как правило, начинающие команды с цифровым проектом до 100 миллионов рублей выручки в год. Основной запрос — хочется расти, но непонятно как.

Большую часть времени занимает наш собственный проект по разработке продуктов на основе ИИ для распознавания, синтеза и автоматического анализа речи. Для меня это бесценный опыт, мне было интересно попробовать построить бизнес с партнерами, посмотреть изнутри, как это. Теперь я больше понимаю, как договариваться между собой, из области теории все перешло в практику. Конечно, я знал про партнерские сессии, но знать это одно, а участвовать в них — совсем другое, это дает глубокое понимание процесса. Например, теперь, когда в проекте несколько кофаундеров, я могу прогнозировать, как они будут дальше развиваться, могу подсказать, на что обратить внимание. И еще важный момент — это B2C-продажи. Раньше я их проходил только по касательной, а сейчас погрузился, и у нас больше половины выручки идет с B2C. И это кайфово, мне очень нравится.

Что дает резидентство «Сколково», всем ли IT-стартапам оно нужно?

Нет, не всем. И один из выводов, который я сделал после того, как мы обежали внушительный список разных мест, не только в «Сколково», — что на ранних стадиях есть риск начать коллекционировать достижения, пока реальный продукт и реальные продажи будут проседать — ведь это требует фокусировки. Тем временем как для нас это была одна из приоритетных целей на первый год.

Нам это нужно было по ряду причин. Во-первых, налоги. Чисто практический интерес — получение ряда льгот и преференций. Во-вторых, признание, некий знак качества и доказательство нашей экспертности и инновационности. Это помогает решить одну из ключевых задач на старте — быстро доказать, что проект значимый. Например, статус резидента нам пригодился при подключении эквайрингов. Если раньше мы проходили через сложные процессы проверки, то когда появилась возможность сослаться на «Сколково», уже через час после подачи заявки нам ее одобрили. 

Что важно учесть при подаче заявки на резидентство?

Об этом я знаю довольно много, потому что нашу заявку дважды отклонили. Изначально мы плохо показали, что у нас есть реальные контракты и реальные пользователи, недостаточно ясно прописали планы по развитию проекта. В шаблоне заявки есть довольно четкие пункты. Обязательно нужно описать проблему, которую решает проект, подробно рассказать об инновационной технологии, на которой проект основывается, привести схему коммерциализации, проанализировать конкурентов и рынок, подтвердить экспертность команды, рассказать о привлеченных ресурсах, определить цели и планы проекта. 

Каким должен быть проект, чтобы этот статус получить?

Я подтвердил то, что я и так знаю и что рассказываю менти. Во-первых, если заявлять, что проект качественнее других (а так говорят все вокруг), нужно показать в цифрах, доказать на деле, в чем именно лучше. Во-вторых, инновационность не всегда очевидна. Когда человек погружен в продукт, то для него это основа основ, а людям вокруг это нужно показать и объяснить. И третье, коммерциализация — тоже совсем не очевидная вещь, даже для экспертов. Если тебе за то, что ты делаешь, платят деньги, — это лучшее доказательство, что ты все делаешь правильно. И это тоже нужно в наглядной форме продемонстрировать. 

Что клиентам стартапов дает ваш статус резидента «Сколково»?

Глобально — ничего. Но есть несколько преимуществ. Например, это помогает растопить начальный лед недоверия. Как я уже говорил, это своего рода знак качества, некая гарантия, что вы не компания-однодневка, не обманщики, которые завтра закроются. Начальный кредит доверия чуть выше, чем к тем, у кого такого статуса нет. 

Но одновременно с этим я не хочу преувеличивать влияние резидентства. То, что у нас хороший продукт, который лучше других на рынке решает задачу, намного важнее. И клиенты это видят. 

Как вы смотрите на хайп вокруг искусственного интеллекта, какие видите сдвиги в бизнес-процессах, в мире, в жизни? 

С одной стороны, есть глобальная статистика и исследования, которые можно изучить. А с другой стороны, есть то, что я ощущаю и вижу вокруг себя. Выводы на самом деле схожи, просто в одном случае они опираются на цифры, в другом — на ощущения. По цифрам мы еще в самом начале пути. Никакого эффекта на глобальную экономику нет, существенного внедрения ИИ в реальные бизнес-процессы не происходит, хотя оно невероятными темпами растет. Ощущаю я схожую картину. Прошел момент суперхайпа. Люди уже понимают, что возможности ИИ ограничены, но пока плохо представляют, чем именно и что это за возможности. Многие пока не знают, как применить ИИ здесь и сейчас. В общем, еще предстоит сделать шаги на пути к обучению, нужен ликбез — что такое искусственный интеллект и где его применять.

А что такое искусственный интеллект и где он может применяться? 

То, что сейчас называют искусственным интеллектом, — Narrow AI, то есть нечто, ориентированное на решение какой-то специфической задачи на том же уровне, что и человек. То есть не мыслящий робот из фантастики, а помощник человека в некоторых областях. Он может распознать, что на картинке, превратить речь в текст — это все узкие задачи. Где-то ИИ выполняет это даже несколько лучше, чем человек.

Дальше перед нами стоит цель — понять, какой набор задач можно решать с помощью ИИ. 

А растет или падает уровень доверия у предпринимателей к инструментам, связанным с искусственным интеллектом?

Мне кажется, уровень доверия, скорее, нормализуется. То есть люди начинают понимать, что есть задачи, с которыми ИИ отлично справляется, а есть задачи, в которых он пока не слишком хорош и может галлюцинировать. 

К тому же везде есть определенная погрешность. Классический пример — контроль качества в отделе продаж, прослушивание звонков и проверка на соответстветствие скрипту. Всегда есть некоторый уровень ошибки: например, в некоторых сферах, если человек ошибается в 10% случаев, искусственный интеллект ошибается в 7%. Сейчас это вымышленные проценты, но сам пример показательный. Искусственный интеллект ошибается, но и человек может ошибаться примерно на том же уровне. И это нормально. У людей растет уровень зрелости — они больше понимают, что такое ИИ, как его применять. Но ошибки, конечно, все равно будут.

Насколько ChatGPT проблема для рынка? Почему компании хотят именно на нем работать? 

Сейчас просто изменилось само понятие продуктов, построенных на искусственном интеллекте. Возьмем архитектуру нейросети: раньше, когда я еще учился в университете, мы обучали ее, собирали данные, делали продукт на искусственном интеллекте, который получался не всегда точнее, чем экспертная система. Сейчас просто сменилась парадигма, и никто свои сети не обучает. В этом нет смысла.

У больших компаний гораздо больше денег. Там используются тысячи видеокарт, чтобы в течение шести месяцев непрерывно что-то обучать. Это недоступно стартапу. Выгоднее взять уже обученные для общих целей модели и собрать из существующего что-то свое. Мне кажется, это как в любом деле: мы просто выходим на новый уровень, и каждый следующий строится на кирпичиках предыдущего. Вот сейчас кирпичик сменился с экспертной системы на искусственный интеллект. Нет же такого, что если кто-то создает продукт, то ему предъявляют: «А ты что, операционную систему под свой продукт не сам написал? Ты что, Windows пользуешься? Ну, конечно, это не настоящий стартап». Тут тоже пора перейти к пониманию, что это уже есть, нужно этим пользоваться и создавать свое поверх.

Компания OpenAI выпустила чат ChatGPT search. Как дальше будет развиваться эта сфера?

Да, это крутое и суперлогичное дополнение, с их точки зрения: основная информация по запросу появляется прямо в чате. OpenAI как будто делает так, что уже по умолчанию никуда из чата уходить не надо — только если очень хочется. Вижу в этом риск для других паблишеров. При этом я понимаю, что прогресс не остановить. Люди не хотят ходить по сайтам и смотреть баннерную рекламу. Но, с другой стороны, и без оригинального контента тоже остаться не хотят. Видимо, сфера будет эволюционировать, нужны новые решения. Интересно наблюдать, что это будет.

Есть ли риск, что, например, главные игроки на рынке со своими мощностями скопирует ваш продукт?

Мне кажется, так всегда было, не вижу в этом новой уникальной проблемы. Всегда есть предприниматели, которые боятся, что у них все скопируют. К тому же, конечно, у больших компаний больше ресурсов. Но вопрос опять же в том, что именно за проект строит стартап. 

Например, у нашего проекта несколько нейронок друг друга проверяют, за счет чего повышается качество. Хотя сама идея звучит просто, ее тяжело скопировать. Потому что дьявол в деталях, и непонятно, как именно это все устроено, на каком количестве данных все проверено и так далее.

А каким было ваше знакомство с искусственным интеллектом и когда это произошло?

Наверное, когда я начал делать чатики в Telegram. Мне стало интересно, все вокруг говорили про ИИ, и я как программист очень ущербно себя чувствовал из-за того, что вообще не представлял, что это такое. Конечно, знал, что это нейросеть, но на этом все. И я решил сделать себе это в Telegram, чтобы пообщаться. Там GPT был 3.0, кажется. Я стал погружаться в него, смотреть, какие еще есть сетки. И с тех пор интерес только растет, постоянно появляется что-то новое. 

На что сейчас обратить внимание предпринимателям, которые пробуют построить что-то вокруг искусственного интеллекта? Как дойти до первых 20 миллионов?

Я не вижу здесь каких-то особенностей. Всем проектам, которые формулируют запрос на менторинг, я объясняю, что надо обращать внимание на общение с пользователями, сталкивание своих фантазий с рынком, проверку рублем, продуктовый подход. Искусственный интеллект здесь — всего лишь еще один инструмент среди многих.

Какая ваша миссия как ментора? 

У меня глобальная цель. Я хочу повлиять на большое количество людей, как-то изменить их жизнь. Желательно, конечно, к лучшему, но в целом — повлиять. При работе по найму радиус влияния довольно ограничен. Когда появляется свой бизнес и много клиентов, то радиус увеличивается. А если ты помогаешь бизнесам, предпринимателям, у которых свой бизнес, эти радиусы множатся. Через них можно повлиять, помочь, дотянуться до большего количества людей. Если человек стал жить лучше благодаря мне, это здорово. А дальше начинаются уже чисто практические вещи — я просто не любым людям могу эффективно помочь. Поэтому здесь идет фильтрация: лучше IT, небольшой размер, цифровой продукт — то, где я могу быть максимально эффективен.